Эпидемия коллективного морального прозрения операторов платного телевидения привела к тому, что канал «Дождь» не закрывают, но и вещать ему негде. Ранее этот вид СМИ назывался стенгазетой. Теперь это становится стентелевидением. Почему так произошло? Почему операторы, такие как Акад и Триколор, не просто покорно, а молниеносно прекратили вещание?
Некоторым из них наверняка намекнули о необходимости таких действий, но я уверен, что многие просто поспешили принять решение сами, не дожидаясь указаний. Это, конечно, страх, но не только. Они также думали о выгоде. Человек обычно поступает так, как ему удобнее и выгоднее, стремясь минимизировать потери.
Что теряют кабельные и спутниковые операторы, отключая «Дождь»? Практически ничего. Вы можете сказать, что все ваши знакомые смотрели этот канал, но это не значит, что его аудитория была значительной. Когда вы находитесь на митинге за честные выборы, а вокруг вас 50 тысяч человек, кажется, будто весь город вышел на улицы. Однако, в то время как 50 тысяч человек маршируют, еще 14 миллионов 950 тысяч остаются дома, и многие из них даже не знают о происходящем.
Аудитория «Дождя» не была критически большой и важной для этих провайдеров. Возможно, вы смеетесь, думая о том, вникало ли руководство Триколора в политику канала «Русская ночь», но у меня есть подозрения, что аудитория эротических платных каналов намного больше, чем у нормального новостного аналитического канала. Народ с удовольствием потребляет кулинарные шоу, сериалы, поп-музыку и прочую развлекательную продукцию.
Изучите список телеканалов, входящих в кабельные пакеты, и вы поймете, что отключив «Дождь», операторы не столкнутся с многотысячными демонстрациями. Можно объявить бойкот этим компаниям, но их потери будут измеряться, к сожалению, копейками. Таким образом, вырубая «Дождь», они почти не теряют аудиторию и деньги, а массового общественного протеста не возникает, соответственно, не происходит и репутационных потерь.
Собственно, на другой чаше весов находится понятная позиция властей. Придерживаясь линии, операторы получают спокойствие и благосклонность со стороны власти. Стоит ли удивляться такому выбору? Если бы в условиях давления они смогли сказать: «Извините, но я не могу отключить этот канал, иначе потеряю бизнес и подписчиков», то ситуация была бы иной. Но в действительности сейчас так: выгоднее поступить цинично и не потерять ничего ни морально, ни материально.