Московская школа кандидатов представляет собой образовательную программу Открытой России, в рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы обучаются основам избирательной кампании. В рамках курса они изучают, как разработать стратегию выборов, взаимодействовать с избирателями, издавать районную газету, осуществлять сбор средств и подготавливать документы для выдвижения. Однако перед нами неизменно возникает вопрос: где можно узнать границы избирательного округа, в котором кандидаты собираются проводить свою кампанию?
Недавно образовательный центр «Открытые выборы» провел исследование, изучив сайты и уставы 124 московских муниципальных округов. Результаты показали следующие изменения за последние четыре месяца:
- В 41 районе Москвы изменилось количество депутатов в муниципальных собраниях. В 39 из них это число было округлено до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их стало 92.
- Общее число мандатов, распределяемых на предстоящих муниципальных выборах в сентябре, сократилось на 56—с 1543 до 1487. При этом численность населения столицы, по данным Росстата, за 2016 год возросла с 12,2 до 12,4 миллиона человек, что ставит под сомнение основания для снижения количества мандатов.
- Количество округов, где выборы пройдут по пятимандатным округам, увеличилось с 34 до 38.
- Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока не известна. В некоторых из них уже нарушены сроки её публикации. Весной в этих районах также могут быть введены пятимандатные округа, о чем могут решить территориальные избирательные комиссии.
- Во многих районах наблюдается повторение ситуации, которая имела место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема округов, а затем были внесены правовые изменения, сделавшие её неактуальной. Это создает путаницу у независимых кандидатов и дает преимущество кандидатам-инсайдерам.
Исследование подтвердило, что в Москве проходит незаметная для жителей реформа муниципального представительства:
- Где ранее выбирались одномандатники, округа стали многомандатными (100% таких районов);
- Где численность депутатов не была кратной пяти, её приводят к этому значению (55% таких районов);
- Где численность депутатов уже была кратной пяти, округа стали пятимандатными (21% таких районов);
- В четверти районов Москвы за зиму численность депутатов была сокращена до минимально возможного количества.
Необходимо отметить, что в действиях властей не просматривается целенаправленное давление на оппозицию. Скорее, речь идет о попытке унифицировать структуру местного самоуправления, повысить его управляемость и предсказуемость. Это противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, однако, к сожалению, укладывается в долгосрочную политику московских властей.
Негативные последствия реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре могут выражаться в:
- Увеличении нормы представительства (один депутат будет представлять ещё больше избирателей);
- Искусственном изменении соотношения политических сил в пользу инсайдеров (тех, кто владеет актуальной информацией о будущей схеме округов);
- Искусственном изменении соотношения политических сил в пользу лояльных власти кандидатов, если управы начнут влиять на демаркацию округов.
В этой ситуации независимым кандидатам рекомендуется обращаться в избирательные комиссии своих муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим мониторить ситуацию и держать наших студентов в курсе утверждения новых схем.
Справка: чем отличаются большие пятимандатные округа? Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка на них, по самым оптимистичным прогнозам, не превысит 15%. Для избрания в муниципальное собрание большинству кандидатов потребуется 700–800 голосов. В условиях низкой явки в больших округах решающим фактором станет административный ресурс.
В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России» активно выступали за ликвидацию одномандатных округов и укрупнение многомандатных. В пятимандатном округе можно будет привести на избирательный участок 500 административно зависимых избирателей, которые проголосуют за пятерых кандидатов по списку. В случае с маленькими округами административный ресурс необходимо распределять равномерно, что увеличивает шансы на победу независимых кандидатов.
Происходящая реформа снижает шансы общественных лидеров на избрание: в маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – вероятнее всего, победят те, кого управление включит в список для голосования.
Важным фактором, который независимые лидеры могут использовать для противодействия административному ресурсу, является время. Зная свой округ, кандидаты могут работать с избирателями задолго до выборов, наращивая узнаваемость и доверие. Однако текущая реформа лишает независимых кандидатов знаний о своем округе, что приводит к необходимости откладывать начало кампании.
Специальная информация: если вы хотите ознакомиться с результатами исследования, но не знакомы с реалиями местного самоуправления в Москве, вот справочные сведения:
- «Районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же. «Районный совет» – аналог «муниципального собрания».;
- Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – деление с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль власти.
- В Москве 125 муниципальных округов, в 124 из них в September 2023 пройдет выборы. Количество избирателей превышает 7 миллионов человек.
- В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, избираются они по многомандатным округам, где район делится на равные части.
Таким образом, Москва представляет собой сложную многослойную систему, где местное самоуправление и административная власть переплетены между собой, создавая уникальные условия для выборов.