Политика и искусство

Политика и искусство с давних времен неразрывно связаны между собой. Политические деятели разных эпох обращались к представителям культуры за поддержкой, использовали их для реализации своих амбиций. И в свою очередь, многие деятели искусства стремились через политику воплотить свои замыслы. Одним из таких примеров является жизнь Сэки Акико — женщины, находившейся на стыке политики и искусства.

Сэки Акико, родившаяся 8 сентября 1899 года в Токио, была разносторонней личностью. Некоторые считали её видным общественно-политическим деятелем, другие — великим музыкантом. Однако вся её жизнь была пронизана любовью к России. С ранних лет музыка стала важной частью её жизни. После завершения школы она поступила в Токийскую Государственную Консерваторию, где проявила свои выдающиеся вокальные способности, обладая диапазоном сопрано и тонким музыкальным слухом.

Консерватория, известная своими традициями, предлагала студентам изучение разнообразных музыкальных жанров, включая итальянское бельканто и русский классический вокал. Сэки Акико вдохновлялась русской музыкой, популярной в Японии до Второй мировой войны. Во время учёбы она активно создаёт русский репертуар и стремится выступать как солистка и в хоре. Несмотря на трудности, её уверенность в будущем вдохновляет её продолжать двигаться вперёд.

После окончания консерватории Акико выходит замуж за известного актёра Оно Миякити, который также был увлечён русской культурой. Их совместная жизнь была недолгой — в 1936 году Миякити умирает в возрасте 36 лет. В послевоенной Японии хоровое пение становится популярным, и в 1948 году Акико основывает свой самодеятельный хор. Репертуар хора включает множество произведений, однако главная линия — русские песни.

Культурная жизнь Японии после войны находилась под влиянием США, и, несмотря на антикоммунистическую атмосферу, русская музыка не подвергалась гонениям. Хор Сэки Акико выступал в небольших залах Токио. Однако русская направленность репертуара ограничивала возможности выступлений на больших сценах и записи на радио. В 1955 году Акико решает создать общественное движение «Поющие Голоса», надеясь объединить людей через русское музыкальное искусство.

В августе 1955 года Акико возглавляет делегацию Японии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. На открытии фестиваля она исполнила песню «Osima Mabushi», которая впоследствии стала известна как «Песня в Честь Фестиваля». Эта песня попала в эфир советского радио и завоевала популярность в СССР. В декабре 1955 года Акико становится первым японским деятелем культуры, удостоенным Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Однако в России о ней почти никто не знал.

Первое упоминание о её хоре появилось в 1964 году в музыкальном журнале «Кругозор». Вскоре после этого Министерство культуры СССР приглашает хор на гастроли по стране. Концертное турне, начавшееся в мае 1964 года, охватывает крупные города, такие как Москва, Ленинград и Хабаровск. Гастроли имеют огромное общественно-политическое значение, и хор получает возможность выступать в лучших концертных залах страны.

На протяжении гастролей советское руководство организовывало для участников посещения значимых мест и встречу с партийной и профсоюзной элитой. Однако Сэки и её хор сталкиваются с суровой реальностью: низкий уровень жизни в Советском Союзе, нехватка товаров и очереди за продуктами оставляют у них удручающее впечатление. Несмотря на это, Акико избегает резких высказываний о Советском Союзе, стараясь сохранить нейтралитет.

По возвращении в Японию Акико продолжает выступать, однако движение «Поющие Голоса» начинает приходить в упадок. Поддержка хору снижается, и популярность русской музыки в Японии угасает. В конце концов, Акико становится менее заметной фигурой, несмотря на свою значимость. Её деятельность и усилия не остаются незамеченными только в России, где ей предлагают занять место в жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Но её попытки организовать новые гастроли не увенчаются успехом.

2 мая 1973 года Сэки Акико дирижировала хором в небольшом зале «Медо», и после финального аккорда ей стало плохо. Серьезный сердечный приступ стал финалом её карьеры. Вскоре после её смерти большинство советских газет опубликовали некролог, отмечая её вклад в культуру. С уходом идейного вдохновителя хор прекратил своё существование.

Замыслы Сэки Акико отчасти продолжаются в её дочери Оно Теруко. После окончания Токийской консерватории она переезжает в Россию и продолжает обучение в Московской Государственной консерватории, где будет преподавать классический вокал. Теруко создаёт цикл композиций, основанных на пушкинской лирике, но не добивается широкой известности. В 1990-х годах, полная разочарований, она вернётся в Японию, где продолжит преподавать до выхода на пенсию.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы