12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели атомной подводной лодки «Курск». Число 12 символизирует вечный цикл времени, его завершенность и конечность. Сейчас есть смысл вернуться к тем трагическим событиям 2000 года и вспомнить все детали, что предшествовали катастрофе и происходили после нее.
Необходимо переосмыслить трагедию «Курска» и задуматься о связи этого события с тем, что происходило задолго до 12 августа 2000 года. Ложь или незнание? Я помню каждое слово, каждую интонацию, с которой специалисты, чиновники и военные обсуждали гибель «Курска». Боль и противоречие охватывали меня, когда высокопоставленные лица с печальными лицами утверждали, что у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Они утверждали, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились. И это было враньем, адресованным как зрителям телевизора, так и родственникам погибших.
Неужели они забыли о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба? Служба, которая могла бы спасти оставшихся в живых подводников за один день. В 1981-1984 годах я проходил службу на Северном флоте в городе Североморск, в специальной аварийно-спасательной службе, которая помогала подводным лодкам, попавшим в беду. Наши корабли базировались в близости от Видяево, где находилась «Курск».
Перенесемся в 2000 год, в события, последовавшие после трагедии. Высокопоставленные чиновники утверждали, что моряков «Курска» уже не было в живых. Генеральный прокурор Владимир Устинов сообщал, что подводники могли быть живы всего шесть-восемь часов. Вице-премьер Илья Клебанов поддерживал его, заявляя, что спасательной службы, способной помочь, не существовало.
Но эти утверждения не соответствуют действительности. Я общался с человеком, который руководил специальным подразделением водолазов-спасателей аварийно-спасательной службы Северного флота. Этот старший офицер на глубинах от 120 до 150 метров осуществлял спасение подводников из аварийных лодок, даже в квадрате, где произошла катастрофа с «Курском». По мнению высокопоставленных чиновников, он — призрак.
Я имею доказательства его реального существования. В 1982-1984 годах я лично наблюдал, как он и его команда проводили спасательные операции на судах «Алтай» и «Вл. Трефолев». У меня есть фамилии и адреса других членов его подразделения, готовых подтвердить каждое его слово. Я даже могу назвать номер «несуществующей» воинской части — в/ч № 39199.
Я искал этого человека после гибели «Курска», чтобы узнать, был ли шанс спасти моряков. Интервью не состоялось, но я услышал его монолог. Человек, который мог бы спасти многих, объяснил: после того, как подводники осознали, что борьба за непотопляемость лодки бесполезна, часть из них переместилась в кормовой отсек, зная о наличии люка. Существовали два способа выхода: затопление или шлюзование. Если бы условия были приемлемыми, подводники могли бы выплыть на поверхность. К сожалению, многие могли бы не выдержать давление, но несколько человек обязательно остались бы живы.
На каждом подводнике имелся полный комплект спасательного оборудования для всплытия с глубины до 200 метров. Молчат о нем, хотя может быть, что снаряжение могло отсутствовать или находилось в другом месте. Гибель десятка моряков, которые могли бы выйти через люк, лежит на совести адмирала, отдавшего команду «Курску» выйти на стрельбы, не проверив наличие спасательных комплектов.
Теперь давайте зададим вопрос: могли ли мы спасти моряков «Курска»? Да, могли. Хотя бы многих. Аварийно-спасательная служба Северного флота 80-х годов представляла собой уникальное явление. Суда 27-го проекта, такие как «Алтай», «Трефолев» и «Бештау», могли бы оказать помощь «Курску» и спасти часть экипажа. У нас были боевые учения и настоящие спасательные операции.
В 80-х годах наша служба обеспечивала стрельбы подводных лодок, находясь в непосредственной близости от них. Если бы наша служба не была уничтожена, мы могли бы оказаться рядом с «Курском». В течение часа после трагедии штаб знал о случившемся. Нужно было два часа, чтобы наши суда закрепились в точке над лодкой. Водолазы в спасательном колоколе могли бы за несколько спусков спасти 20-30, может, даже 40 оставшихся в живых подводников.