Олег Лурье: 12 лет назад погибла подводная лодка «Курск». Почему не спасли никого?

12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели атомной подводной лодки «Курск». Число 12 символизирует вечный цикл времени, его завершенность и конечность. Сейчас есть смысл вернуться к тем трагическим событиям 2000 года и вспомнить все детали, что предшествовали катастрофе и происходили после нее.

Необходимо переосмыслить трагедию «Курска» и задуматься о связи этого события с тем, что происходило задолго до 12 августа 2000 года. Ложь или незнание? Я помню каждое слово, каждую интонацию, с которой специалисты, чиновники и военные обсуждали гибель «Курска». Боль и противоречие охватывали меня, когда высокопоставленные лица с печальными лицами утверждали, что у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Они утверждали, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились. И это было враньем, адресованным как зрителям телевизора, так и родственникам погибших.

Неужели они забыли о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба? Служба, которая могла бы спасти оставшихся в живых подводников за один день. В 1981-1984 годах я проходил службу на Северном флоте в городе Североморск, в специальной аварийно-спасательной службе, которая помогала подводным лодкам, попавшим в беду. Наши корабли базировались в близости от Видяево, где находилась «Курск».

Перенесемся в 2000 год, в события, последовавшие после трагедии. Высокопоставленные чиновники утверждали, что моряков «Курска» уже не было в живых. Генеральный прокурор Владимир Устинов сообщал, что подводники могли быть живы всего шесть-восемь часов. Вице-премьер Илья Клебанов поддерживал его, заявляя, что спасательной службы, способной помочь, не существовало.

Но эти утверждения не соответствуют действительности. Я общался с человеком, который руководил специальным подразделением водолазов-спасателей аварийно-спасательной службы Северного флота. Этот старший офицер на глубинах от 120 до 150 метров осуществлял спасение подводников из аварийных лодок, даже в квадрате, где произошла катастрофа с «Курском». По мнению высокопоставленных чиновников, он — призрак.

Я имею доказательства его реального существования. В 1982-1984 годах я лично наблюдал, как он и его команда проводили спасательные операции на судах «Алтай» и «Вл. Трефолев». У меня есть фамилии и адреса других членов его подразделения, готовых подтвердить каждое его слово. Я даже могу назвать номер «несуществующей» воинской части — в/ч № 39199.

Я искал этого человека после гибели «Курска», чтобы узнать, был ли шанс спасти моряков. Интервью не состоялось, но я услышал его монолог. Человек, который мог бы спасти многих, объяснил: после того, как подводники осознали, что борьба за непотопляемость лодки бесполезна, часть из них переместилась в кормовой отсек, зная о наличии люка. Существовали два способа выхода: затопление или шлюзование. Если бы условия были приемлемыми, подводники могли бы выплыть на поверхность. К сожалению, многие могли бы не выдержать давление, но несколько человек обязательно остались бы живы.

На каждом подводнике имелся полный комплект спасательного оборудования для всплытия с глубины до 200 метров. Молчат о нем, хотя может быть, что снаряжение могло отсутствовать или находилось в другом месте. Гибель десятка моряков, которые могли бы выйти через люк, лежит на совести адмирала, отдавшего команду «Курску» выйти на стрельбы, не проверив наличие спасательных комплектов.

Теперь давайте зададим вопрос: могли ли мы спасти моряков «Курска»? Да, могли. Хотя бы многих. Аварийно-спасательная служба Северного флота 80-х годов представляла собой уникальное явление. Суда 27-го проекта, такие как «Алтай», «Трефолев» и «Бештау», могли бы оказать помощь «Курску» и спасти часть экипажа. У нас были боевые учения и настоящие спасательные операции.

В 80-х годах наша служба обеспечивала стрельбы подводных лодок, находясь в непосредственной близости от них. Если бы наша служба не была уничтожена, мы могли бы оказаться рядом с «Курском». В течение часа после трагедии штаб знал о случившемся. Нужно было два часа, чтобы наши суда закрепились в точке над лодкой. Водолазы в спасательном колоколе могли бы за несколько спусков спасти 20-30, может, даже 40 оставшихся в живых подводников.

Оцените статью
Ритм Москвы