Нечасто можно услышать, что обвиняемый требует суда над собой любимым. Обычно в нашей стране от суда уходят, как черт от ладана. Однако в данном случае мы имеем уникальную ситуацию — бывший вице-спикер Псковского областного Заксобрания Михаил Гавунас обжалует в суде постановление о приостановке уголовного дела против него. В этом деле следователю приходится «нашептывать» якобы «пострадавшей стороне» сумму, на которую она «пострадала». Позиция губернатора Турчака, выражаемая его доверенным лицом, в этом контексте становится очевидной.
Для привлечения внимания к сложившейся ситуации на днях в Пскове была проведена небольшая информационная кампания: на билбордах изображен Владимир Путин как гарант Конституции России. Авторов, видимо, вдохновило громкое заявление Президента о тех, кто «кошмарит» бизнес.
ДОСЬЕ: Михаил Савельевич Гавунас родился 26 сентября 1968 года в Нальчике, Кабардино-Балкарская АССР. В 1999 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2000 году он закончил Институт Генпрокуратуры в Санкт-Петербурге по специальности «юрист», начав службу в органах внутренних дел Ленинского райисполкома Москвы. Затем занимался коммерческой деятельностью, в том числе возглавлял компанию «Еврокерамика». Многократно переизбирался депутатом Псковского областного Заксобрания. Однако в 2012 году Следственный комитет по Псковской области возбудил против Гавунаса уголовное дело. СМИ считают этот скандал предвыборным, упоминая о конфликте Гавунаса с прокурором области Тимуром Кебековым.
Как и следовало ожидать, в том же году Гавунаса лишили депутатских полномочий. Тем не менее прокурор Кебеков с завидной настойчивостью инициировал новое дело по статье «мошенничество» — речь идет о махинациях с акциями «Псковпищепрома», датированных началом 2000-х. Дело было возбуждено спустя 12 лет после события преступления, при отсутствии заявителя. Никого не волновала проблема сроков давности, не говоря уже о странностях самого обвинения.
Имущество Гавунаса и его денежные средства были арестованы на сумму около 60 миллионов рублей. Однако, спустя полгода, размер якобы нанесенного ущерба возрос до 1 млрд 174 млн рублей. Комитет управления государственным имуществом и казначейство не смогли предоставить информации по ценным бумагам «Псковпищепрома». То есть, якобы махинации с акциями действительно имели место, но информации по ним не сохранилось. Зато уголовное дело на месте, и имущество бизнесмена осталось под арестом.
В апреле 2012 года Михаил Гавунас свободно выехал из России, а спустя несколько месяцев ему были предъявлены обвинения заочно и объявлен в международный розыск. С первого раза суд отказался арестовывать Гавунаса, и только через полгода следствию удалось добиться ареста.
После этого давления Гавунас, естественно, не вернулся в Россию, однако его защита активно работала со следствием. После его отъезда следствие начало оказывать давление на «Еврокерамику». Постоянные проверки налоговых и административных органов фактически парализовали работу градообразующего предприятия Печор. По мнению правозащитников, это связано с печально известным «коммерсантом» Маевским. Прокуроры объяснили такое «содействие» тем, что и Кебеков, и Маевский прибыли из Ростовской области, что не является доказательством, но фактическая связь имела место.
После того как директор «Еврокерамики» Владимир Панченко обратился в Следственный комитет с требованием привлечь к уголовной ответственности Маевского, он предоставил аудиозапись разговора Гавунаса и Маевского. Маевский заявил, что встречался с губернатором Турчаком для обсуждения приобретения завода «Еврокерамика». Губернатор послал его к прокурору, объяснив, что в данный момент идет уголовное дело и доля «Еврокерамики» арестована следствием.
В дальнейшем прокурор Кебеков находит возможность встретиться с рейдером Маевским, в то время как иные граждане не могут попасть на прием к прокурору более месяца. В ходе обсуждения ситуации прокурор рекомендовал Маевскому встречаться с Гавунасом в присутствии третьих лиц. Маевский полетел в Израиль, чтобы склонить Гавунаса к передаче 75 % доли «Еврокерамики» в обмен на прекращение дела.
Вероятно, это и стало причиной приостановки дела Гавунаса — возможность оказать давление на бизнесмена. Несмотря на заявленный ущерб в 1 миллиард 174 миллиона рублей, лишь защита Михаила Гавунаса требует разбирательства, обжалует в суд постановление следствия о приостановке уголовного дела.
Важно отметить, что следствие объясняет сумму ущерба, ссылаясь на иск губернатора Турчака, а представитель на одном из судов утверждает: «Расчет не делался, сумму ей назвал следователь Мазуров». Кроме того, на допросе в качестве потерпевшего представитель губернатора прямо говорит, что не знает обстоятельств дела, по сути, давая ложные показания. Располагая документом, где в 2011 году по запросу прокуратуры представитель губернатора Гребнева Л.В. дает детальный ответ по уголовному делу, стоит отметить, что «Псковалко» получила всего 47 млн рублей бюджетных денег. Государственный комитет по имущественным отношениям не располагает сведениями о продаже акций.
В итоге в суд приходит потерпевший, который не знает, от чего он пострадал и на какую сумму. Ему «вкрадчиво» рассказывает следователь: «С вами произошла такая-то беда, и денег вы потеряли столько-то, вы поняли, столько-то?!». Прямо как в классике: «Кто свидетель? — Я свидетель! А что случилось?» И это — представитель губернатора Турчака, руководитель Государственного комитета по имущественным отношениям, который, несмотря на это, продолжает занимать свою должность. Возникает вопрос: «Это с ведома губернатора или при его попустительстве?». Не думаю, что губернатор Турчак хочет выглядеть «таким посмешищем» из-за своих подчиненных. К тому же сам он уже попадал в неловкое положение, написав заведомо ложный донос на псковского журналиста Николаева, что привело к двум годам давления со стороны правоохранительных органов на журналиста, после чего дело было прекращено.
Несмотря на объявленный розыск, генеральный секретариат Интерпола подтвердил, что местонахождение Гавунаса известно российским правоохранительным органам. По мнению журналистов, освещающих ситуацию, Гавунас, вернувшись, может выиграть данное дело. А пока на улицах Пскова можно увидеть плакаты с призывами передать дело Гавунаса в суд, и местная газета публикует обращение к Президенту. Услышит ли он? История о коммерсанте, умоляющем судить его, сама по себе уникальна и, возможно, именно это привлечет внимание как первых лиц государства, так и контролирующих органов. Может, губернатор не захочет больше быть упоминаемым в связи с возможным лжесвидетельствованием представителя Администрации Псковской области и найдет в себе силы дать честные показания, а не выдумывать эфемерные миллиарды, за которые придется краснеть.