Помните знаменитую фразу премьера Дмитрия Медведева: «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес»? Вроде бы после этого накат правоохранителей на коммерсантов немного ослаб, но вскоре машина снова заработала. Жить-то надо, а коммерсанты снова начали зарабатывать.
По информации омбудсмена по защите прав бизнесменов РФ, растет количество жалоб на рейдерские захваты с использованием правоохранительных органов и возбуждением необоснованных уголовных дел. Одним из основных рычагов воздействия является применение меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, что парализует даже успешно работающие предприятия. Это происходит на фоне разработки законопроекта в Госдуме об уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за подобные действия.
В подмосковном Орехово-Зуево менее десяти лет назад два молодых бизнесмена, Дзейтов Р.Х. и Ермаков С.В., организовали социально значимую структуру по обеспечению населения теплом. В 2007 году по результатам проведенного конкурса муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование их компании ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» в обмен на значительные инвестиции, заключив договор на 49 лет. Данная организация является единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования.
Однако высокопоставленные региональные чиновники решили, что «молодежь» оторвала слишком сладкий кусок и им пора бы поделиться со властью. Им предлагали, но они отказались, заявив, что будут работать законно, платить налоги и обеспечивать граждан теплом. И после этого началась череда событий, которые можно описать как факт.
07 августа 2013 года следователь 4 отдела СЧ ГСУ МВД России по Московской области майор юстиции С.В. Рысиным возбуждено уголовное дело № 138971 по ч. 1, ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) в отношении генерального директора ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» Кабанова А.Н. 13 декабря 2013 года по месту жительства Кабанова, а также Дзейтов и Ермаков были проведены обыски, в ходе которых ничего интересного не было обнаружено. Обыски проходили на глазах малолетних детей подозреваемых и также в офисах компаний. В результате обысков было изъято множество хозяйственной документации и электронных носителей информации, которые до сих пор не возвращены владельцу.
Как стало известно, более 500 миллионов рублей население Орехово-Зуево задолжало «Орехово-Зуевской Теплосети», что стало основой обвинений следствия. Однако, если следовать логике обвинителей, стоило бы задержать половину города Орехово-Зуево.
Схема действий по захвату предприятия выглядит следующим образом:
- Сбор провокационных данных о предприятии, на основании которых возбуждаются уголовные дела.
- Проведение множества проверок с целью нахождения подтверждающих документов.
- Давление на руководство с угрозами открытия уголовного дела, что приводит к попыткам выкупа бизнеса за заниженную цену или передаче его.
- Блокирование работы предприятия и заключение под стражу руководства.
01 октября 2014 года следователь того же органа, ст. лейтенант юстиции С.В. Назаровым, по материалам проверки, выделенным из уголовного дела № 138971, возбуждено дело № 62440 по признакам мошенничества в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере. В результате все дела были объединены в одно, и 30 декабря 2014 года Кабанову, Дзейтову и Ермакову предъявили обвинения.
01 апреля 2015 года дело было передано в СУ МУ МВД России «Орехово-Зуевское», и расследование, за 20 месяцев, проводили три следователя, но окончательного процессуального решения не было принято. 24 апреля 2015 года было возбуждено новое уголовное дело по факту хищения денежных средств из «Орехово-Зуевской Теплосети» в сумме более 1 миллиона рублей. Обыски повторялись, но, как и прежде, ничего интересного не обнаруживалось.
27 апреля 2015 года сотрудники ОБЭП задержали Кабанова и Ермакова. 29 апреля Орехово-Зуевским городским судом была выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 05 мая 2015 года им было предъявлено обвинение в мошенничестве, но свою вину они не признали. Новое уголовное дело было возбуждено с целью изменения меры пресечения, что стало еще одной попыткой давления на бизнесменов.
Однако, никаких следственных действий с обвиняемыми не проводилось, и они продолжали находиться в следственном изоляторе. Это вызывает множество вопросов о правомерности действий правоохранительных органов и о том, как далеко может зайти давление на бизнес.