Отсутствие объективной информации о тяжком ДТП с участием губернатора Свердловской области А.С. Мишарина вызывает настороженность. Судя по прежнему опыту, такие сведения вряд ли станут общедоступными. Я не являюсь частью профессионального сообщества экспертов, занимающихся расследованием подобных происшествий. К сожалению, в это сообщество наряду с честными расследователями входят и те, кто готов защищать невиновность VIP-участников ДТП, даже если для этого требуется корректировка законов физики.
Тем не менее, как автор научных работ по безопасности дорожного движения и публичное лицо, я чувствую необходимость высказать некоторые принципы, которые не зависят от конкретных обстоятельств данного происшествия. Мировая практика на протяжении многих лет ведет регулярную статистику транспортных рисков, измеряющую количество погибших на дорогах на 100 тысяч автомобилей. В этом рейтинге Россия занимает промежуточное положение между аутсайдерами и лидерами развитых стран. Для первых характерен уровень рисков порядка 800-1000 единиц, что на фоне низкой цены человеческой жизни не вызывает особых эмоций. У стран-лидеров риски около 10 единиц считаются тревожным показателем, нормой же является уровень «above zero». Россия находится на уровне около 90 единиц, что означает, что ежегодно мы теряем до сотни сограждан на дорогах на 100 тысяч автомобилей.
Профессиональный анализ этой трагической статистики требует избегания ссылок на дорожные условия, погоду и даже этнический менталитет, по крайней мере, нужно отодвинуть эти аспекты на второй план. Главный фактор, определяющий уровень транспортных рисков, — это стандарты транспортного поведения, которые зависят от качества институтов, как общегражданских, так и специализированных. Из столетнего опыта формирования общепринятых норм транспортного поведения вытекают несколько очевидных принципов: правила дорожного движения должны быть едины для всех транспортных средств, независимо от статуса их владельца; преимущества, предоставляемые автомобилям экстренных служб, не должны распространяться на VIP-автомобили и кортежи; «царского пути» в маршрутах и режимах движения быть не должно; любой, кто находится в транспортном средстве, независимо от ранга, должен рассматриваться как простой пассажир.
Доля транспортных рисков, приходящаяся на VIP-автомобили и кортежи, находится в пределах статистической погрешности. Однако считается общепризнанным, что стандарты транспортного поведения задает элита. Если губернаторский Мерседес может позволить себе ехать по «встречке», то и владельцы Porsche Cayenne, и обычные водители грузовиков могут следовать его примеру. Транспортное поведение многих «братьев по классу» господина Мишарина часто характеризуется явной неадекватностью.
К сожалению, в России нет таких дорог, где можно было бы безопасно передвигаться со скоростью более 100-110 км/ч. Городские автомагистрали отсутствуют, а допустимые скорости в черте города не превышают 60-80 км/ч. Однако высокопоставленные любители быстрой езды предпочитают режимы с гораздо более высокими скоростями. Для них 200 км/ч — это не предел, и они используют «феодальные» удовольствия, такие как гонки по встречной полосе и прижатие обычных автомобилей к обочине.
Ссылаясь на мировой опыт, можно с уверенностью утверждать, что такая «езда погорячее» является дикарством, эквивалентным публичной физиологической нужде в центре города. С точки зрения заботы о жизни и здоровье граждан, такие прелести сравнимы с стрельбой по прохожим из окон губернаторского здания. Мы не приблизимся к показателям безопасности, характерным для цивилизованного мира, до тех пор, пока стандарты транспортного поведения нашей элиты не изменятся коренным образом.
Я допускаю, что эти соображения могут показаться незначительными для высокопоставленных персон. Поэтому, обращаясь к их родственникам, отмечу, что по мере роста автомобилизации наших городов и регионов, неадекватное транспортное поведение VIP-автомобилей становится все более опасным и в личном плане: законы физики можно «подкорректировать» в полицейском рапорте, однако в объективной реальности они по-прежнему действуют.
