За последние недели ко мне поступило множество письменных и устных обращений от жителей и муниципальных депутатов различных районов ЮЗАО с просьбой обозначить свое отношение к предстоящей реконструкции Ленинского проспекта. Ссылок на мои многочисленные прежние выступления на эту тему оказалось недостаточно. Поэтому была подготовлена детализированная оценка данного проекта, которая, как показали обсуждения с авторитетными российскими урбанистами, в целом носит однозначно негативный характер.
Отмечу, что в подготовке текста принимали участие мои соавторы: Ю.П. Бочаров – академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), известный урбанист, член международного совета британского журнала «Town Planning Review». М.Я. Вильнер – почетный член РААСН и авторитетный отечественный урбанист, много лет возглавлявший научную часть ЦНИИПграда. Н.Р. Фрезинская – доктор архитектуры, советник РААСН, член авторского коллектива советского СНиП 2.07.01-89*. Э.А. Сиренко – кандидат архитектуры, доцент МАРХИ, исследователь трансформаций планировочной структуры Москвы в XX веке.
Полагаю, что со временем под нашим письмом подпишутся и другие ученые, работающие в областях урбанистики, архитектуры, транспорта и экономики города. При этом важно подчеркнуть, что наша оценка проекта реконструкции Ленинского проспекта является профессиональной и не затрагивает бизнес-интересы или политические спекуляции.
В нашей оценке предстоящей реконструкции Ленинского проспекта мы пришли к выводу, что проект перепланировки является контрпродуктивным. В настоящее время Ленинский проспект представляет собой широкую и удобную городскую улицу. После реализации проекта эта улица утратит свои традиционные функции, поскольку местные пешеходные и автомобильные связи будут нарушены или значительно усложнены. Единая городская среда, сформировавшаяся за десятилетия, будет разрушена, а четная и нечетная стороны проспекта превратятся в практически изолированные анклавы.
Авторы проекта обещают семь новых подземных пешеходных переходов, которые могут частично смягчить эту изоляцию, однако для пожилых жителей и людей с ограниченными возможностями такие переходы будут проблематичными. Кроме того, планируется перенос привычных маршрутов общественного транспорта на боковые дороги, расположенные непосредственно под окнами жилых домов. Автобусы и троллейбусы будут вынуждены делить проезжую часть с местными автомобилями, превращая боковые дорожки в единственное связующее звено с внешним миром. Это решение также усложнит доступ к торговым точкам и заведениям общественного питания.
В реальности жители Ленинского проспекта окажутся на «обочине большой дороги», ощущая моральный и экономический ущерб от значительного ухудшения качества городской среды. Даже если абстрагироваться от интересов местных жителей, невозможно создать полноценную скоростную дорогу из Ленинского проспекта. Увеличение трафика из области, генерируемое новыми тоннелями и эстакадами, приведет к неопровержимым заторам у площади Гагарина.
Вместо запланированного улучшения дорожной ситуации мы получим одну большую неуправляемую пробку на границе ТТК. Светофоры, как бы их ни пытались оптимизировать, останутся, поскольку именно они необходимы для организации перекрестков с конфликтующими потоками. К тому же, объем потока транспорта, направляемого на боковые дорожки, увеличится, что, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку и на жителей домов, находящихся в непосредственной близости.
К сожалению, в условиях реконструкции Ленинского проспекта можно ожидать реальные транспортные коллапсы на обширной территории города. Даже если проект будет завершен, жители не смогут получить те преимущества, на которые рассчитывают. Обстановка в юго-западном секторе Москвы в период реконструкции станет исключительно сложной и невыносимой.
Важно отметить, что у проекта есть свои сторонники, однако стоит признать: реконструкция одной из главных городских улиц Москвы существенно повлияет на качество жизни, и эти изменения будут далеко не положительными для местных жителей.