Антону Носику и не только. Транспортные риски. Часть 1
Часть 2. Анализ данных
Несмотря на то что транспортные риски в России снижаются в соответствии с «законом Смида», даже эта «правильная» кривая, к сожалению, не сможет нас «вывезти». Наши показатели остаются скверными не только по сравнению с современными мировыми практиками, но и в отношении целевых ориентиров прошлых десятилетий.
Материалы по теме Блоги
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Антону Носику и не только. Транспортные риски
Не трудно заметить, что динамика дорожной смертности в России характеризуется определенным понижательным трендом; однако смертность снижается медленно. К сожалению, прогнозы не сулят значительных успехов в снижении смертности на дорогах даже в отдаленной перспективе. Согласно официальному прогнозу, представленному в начале февраля, уровень транспортных рисков должен снизиться к 2030 году на 63% по сравнению с текущими показателями: с 6,6 до 2,44 единицы. Формально этот прогноз выглядит пессимистичным. Предполагается, что к 2030 году ситуация с аварийностью на дорогах будет несколько лучше, чем в мировой практике 1970-1980-х годов (рубеж «трех единиц»), но значительно хуже, чем в лучших практиках 1990-2000-х гг. (рубеж «единицы»). Убежден, что реальность 2030 года будет, по меньшей мере, не лучше этого прогноза.
Упомянутый лозунг «above zero», принятый в странах ОЭСР, означает установку на снижение смертности в ДТП до нулевого уровня. Рубеж менее 1 погибшего на 10 тыс. автомобилей уже миновал ряд развитых стран. Многие другие страны, включая некоторые государства Восточной Европы, Азии и Южной Америки, сумели снизить транспортные риски до уровня, который считался социально приемлемым в середине XX века – менее 3 погибших на 10 тыс. автомобилей.
Материалы по теме Блоги
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Антону Носику и не только. Транспортные риски. Часть 3
Один-два клика в любом поисковике обнаружат множество историй о VIP-авариях со смертельным исходом, которые неизменно завершаются возложением вины на покойников и третьих лиц. Современный уровень безопасности на дорогах России заметно превышает показатели соседей по группе «Risky States — 10», но даже к 2030 году мы, в лучшем случае, приблизимся к уровню безопасности на дорогах, достигнутому в развитых странах в 1970-1980-х годах. На первый взгляд это звучит удивительно.
Большинство автомобилей, находящихся в нашем распоряжении, отвечают самым высоким требованиям к активной и пассивной безопасности. Качественные характеристики автомобильного парка России 2020-х годов на порядок лучше тех, что были в самых продвинутых странах 1970-1980-х. То же самое относится и к IT-оснащению как транспортных средств, так и дорожной сети. К 2030 году большинство участников дорожного движения будут составлять автовладельцы второго и третьего поколений, которые, по мировому опыту, должны вести себя на дороге более грамотно и аккуратно, чем нынешние автомобилисты-неофиты.
Даже при самых осторожных прогнозах о развитии дорожной сети в России, мы вправе ожидать значительных улучшений в ближайшие десятилетия. Список потенциально положительно влияющих факторов на уровень безопасности дорожного движения можно продолжать. Тем не менее, считаю, что приведенный выше неутешительный прогноз на 2030 год остается реалистичным.
Суть дела поясняется несоблюдением в России простейшего правила, ассоциируемого с именем Гэррета Моргана (1877-1963). В 1910-1920-е годы США ускоренно шли к массовой автомобилизации: в 1911 году на 1000 американцев приходилось 10 автомобилей, а в 1928 году уже 180, что почти соответствует данным России начала 2000-х. В эту героическую эпоху светофор с различными модификациями изобретался едва ли не в каждом американском городе. Устройство, на которое был получен патент Гэрретом Морганом, не обладало особой технической новизной, отличием было идеологическое. «Назначение изделия – отметил Морган в своей патентной заявке – состоит в том, чтобы сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны автомобилиста». Эта формулировка возникла на основе личного опыта Моргана как афроамериканца, которому нередко отказывали в праве проезда.
Много лет спустя президент Клинтон в своем послании к нации назвал его «отцом всех наших программ транспортной безопасности». В этих многочисленных документах, производимых транспортной и медицинской бюрократией, содержится множество мероприятий, призванных снизить смертность на дорогах, однако всегда подразумеваются базовые соображения, основанные на «правиле Моргана»: правила дорожного движения едины для всех транспортных средств, независимо от статуса их владельца; преимущества, отведенные автомобилям экстренных служб, не должны распространяться на VIP-автомобили и кортежи; пользователи дорог следуют стандартам ответственного и доброжелательного поведения; улично-дорожная сеть – общее благо, доступное для всех; и задача дорожной полиции – защищать права и свободы граждан от любых посягательств со стороны недобросовестных участников дорожного движения.
Без соблюдения всех этих либеральных принципов высокой смертности на дорогах не избежать, независимо от совершенства автомобилей, качества дорожной сети и изощренности медицинских технологий.
Антону Носику и не только. Транспортные риски. Часть 1
