Представьте: у вас большая дружная семья. Близкие, с которыми вы многое пережили и которыми дорожите. Уютный просторный дом. Представили? Теперь представьте себе ситуацию: поздним вечером к вам на пяти машинах приезжают какие-то люди, которые отказываются представляться, мельком показывают вам какую-то непонятную бумагу и говорят, что прямо сейчас грузят ваших детей в машины и увозят в центр временного содержания для беспризорников и малолетних наркоманов. Потому что какая-то давняя знакомая, которую вы года полтора не видели, написала жалобу на дурное исполнение вами родительских обязанностей. И, конечно, представители компетентных органов пообещают вам во всем разобраться, но – потом.
С таким ужасом столкнулась жительница Астрахани, врач-неонатолог и правозащитница Вера Дробинская. Местные власти пытаются отобрать у нее семерых приемных детей-инвалидов, представляя свои действия как заботу о детях. Многие, кто хорошо знаком с ситуацией в Разночиновском детском доме-интернате для умственно отсталых детей и беспределом, царящим вокруг него многие годы, не удивлены таким поворотом событий. Хотя и надеялись, что у руководства Астраханской области хватит мудрости и совести, чтобы не доводить ситуацию до полного абсурда.
В открытом письме к губернатору Астраханской области Александру Жилкину подписанты, среди которых волонтеры, представители благотворительных организаций, педагоги, психологи, бизнесмены и просто неравнодушные люди, обстоятельно описывают развитие ситуации. Сначала Вера Дробинская помогла организовать операцию в Москве для слепой сироты из Разночиновки. Волонтеры, участвовавшие в этом, были шокированы состоянием девочки – по степени истощения она напоминала узников концлагерей. Однако прокуратура, проверяющая ситуацию, выявила лишь санитарные нарушения.
Затем были братские могилы. К несчастью, в буквальном смысле. Дробинская сделала фотографии Разночиновского кладбища, где детей из интерната хоронят в траншеях, без крестов и табличек. Вера Олеговна начала обращаться куда только можно, требуя провести проверки и защитить разночиновских сирот. Но проверять начали – ее саму.
Подписанты открытого письма требуют оградить семью Веры Дробинской от необоснованных проверок и вмешательства в частную жизнь. К сожалению, это не просто красивые слова. После визитов следователей и психологов дети находятся в состоянии сильнейшего стресса. А это, напомним, дети-инвалиды, которых приемная мама годами выхаживала. Не говоря уже о наплыве нечистоплотных журналистов, которые в угоду властям пытаются собрать компромат, не думая о самих детях.
Лучше бы рассказали, каким образом Вера Дробинская забрала одного из своих детей из интерната. Большую часть своей жизни Миша провел в ужасных условиях. Сейчас этого живого и любопытного мальчишку не узнать. Остальные дети Веры учатся в обычной и художественной школах, проходят массажные курсы, посещают спортивные секции, получают консультации у психологов и дефектологов в ведущих центрах страны.
Однако все эти достижения могут быть сведены на нет, если дети вновь вернутся в стены интерната или социального приюта. Парадоксально, но, обладая множеством свидетельств, включая видеозаписи показаний воспитанников Разночиновского интерната, волонтеры так и не смогли добиться смены руководства, даже отстранения директрисы на время проверки. Даже после ее заявления в СМИ о том, что «такие дети должны умирать».
Неожиданно выглядела та стремительность, с которой органы опеки приняли решение об изъятии детей из семьи и лишении Дробинской опекунства. 27 января на сайте Министерства труда и социального развития Астраханской области появилась запись: «В ходе внеплановой проверки, проводимой органом опеки и попечительства, выявлены нарушения прав и интересов подопечных детей на социальную поддержку». Однако иск до сих пор находится в суде, а это значит, что история будет продолжаться.