В зале погас свет, и зазвучала увертюра. Я оставалась одна в своей ложе, второй от сцены. Билет на февральского «Риголетто» я купила еще в сентябре. Неужели за пять месяцев не нашлось других желающих посмотреть премьеру с такими звездами, как Диана Дамрау и Петр Бечала? Почему же пустовали остальные семь стульев? Ответ кроется в соседней ложе, первой от сцены, где был установлен операторский кран с метровой стрелой. Оказалось, что сегодня, во вторник, проходит репетиция субботней прямой трансляции из Метрополитан – одной из тех, на которые я ходила в Москве и где влюбилась в Рене Флеминг. Метрополитан опера решила, что мелькающая камера, выезжающая на стреле, может мешать зрителям и создавать «restricted view», что неуважительно по отношению к тем, кто заплатил 185 долларов. Поэтому после назначения графика трансляции билеты в следующую за оператором ложу не продавали.
Но вернусь к сцене. Если кто-то считает трэшем «Руслана и Людмилу» в ГАБТе, добро пожаловать в Мет на «Риголетто», не забудьте прихватить валерьянку. Здесь, кроме обнаженки, присутствуют азартные игры, виски из горла, сигареты и наркотики – бескрайнее поле битвы для борцов за нравственность. Действие Вердиевской оперы перенесено в Лас-Вегас 1960-х. Первый акт открывается не балом во дворце в Мантуе, а сольным концертом поп-звезды среди неоновых реклам казино, игровых автоматов и рулеточных столов. Ослепительно улыбающийся Герцог (польский тенор Петр Бечала) в белом костюме поет в микрофон «Questa o quella» в окружении длинноногих красоток с веерами и перьями. Скажу сразу: мне очень понравилось!
Риголетто от должности придворного шута унаследовал лишь трикотажную кофту с ромбами. Кем он приходится Герцогу в новой версии и зачем шутит с его приятелями – неясно. Возможно, новый Риголетто даже совладелец казино, ведь он живет над ним, на пять этажей выше, и ездит домой на лифте. Сербский баритон Зелько Лучич отлично сыграл отцовские страдания за стаканом виски. Дочь Риголетто, Джильду, исполняла немецкая дива Диана Дамрау. Я мечтала увидеть ее так же страстно, как Анну Нетребко и Рене Флеминг. Ее виртуозное исполнение арии Царицы ночи из «Волшебной флейты» поразило меня. Джильду Дамрау пела восхитительно, у нее чистый и высокий голос. Я восхищалась ее исполнением, однако было сложно поверить, что передо мной Джильда. Баварские формы и крепкий стан создавали ощущение, что Дамрау трудно дышать в корсете, который ей «сделали талию». Я привыкла к образу 16-летнего хрупкого ангела, которого играет в Новой опере Елена Терентьева, поэтому Дамрау казалась лишь звездой, дающей мастер-класс.
Поляк Петр Бечала, в роли Герцога, был великолепен – улыбчив, обаятелен и вокально свободен. Непонятно, чем его привлекла асексуальная Джильда, когда вокруг полно красоток. Однако к третьему действию Герцог одумался и начал увлекаться Маддаленой, сестрой наемного убийцы Спарафучиле. Белорусская меццо Оксана Волкова пела не так ярко, как Дамрау, но могла похвалиться длинными ногами, демонстрируя их в разрезе черной комбинации и леопардовом шелковом халате. Чтобы защитить невинную дочь от соблазнов Лас-Вегаса, Риголетто держит ее под домашним арестом, выпуская только в церковь. Однако это провальная стратегия: искушения находят Джильду сами. То служанка Джованна предложит сигарету (Джильда отказывается, возмущенно отмахиваясь), то в церкви уже месяц с ней переглядывается молодой человек. Джильда влюбляется, но так как у нее нет подруг для обсуждения, как принято у американских девушек, ария «Caro nome che il mio cor» становится адресованной ее дневнику. Тут-то ее и похищают приятели Герцога, засовывая в раскрашенный саркофаг от египетской мумии. Откуда в казино саркофаг? Это реквизит от танцевального номера, поставленного специально для похищения.
Первое действие закончилось, я поспешила спрятать фотоаппарат и услышала за плечом голос телеоператора из первой ложи: «перерыв на 7 минут». Кажется, это предложение поучаствовать в «Small talk»? – «Как вас зовут?» – приняла я подачу. — «Роб. Роберт». — «Вы счастливый человек, Роб. Метрополитан платит вам деньги за то, что вы смотрите их оперы». — «Да, это так». — «Это единственное место, где вы работаете?» — «Нет, я только что вернулся с трансляции суперкубка по футболу». — «Как организуются трансляции?» — «Метрополитан заключает договор с видеооператорской компанией?» — «Нет, мы в команде режиссера. Метрополитан нанимает режиссера, и он привлекает операторов». — «А интервью в антрактах тоже вы снимаете?» — «Да, мы занимаемся и этим. Снимаем то, что показывают в перерывах между действиями в кинотеатрах. Мы сегодня тоже будем репетировать интервью». — «А кто будет хозяйкой трансляции?» — «Как обычно, какая-то оперная звезда. Одна из тех, что пела неделю назад или будет петь на следующей неделе. Вы увидите в кинотеатре.»