На официальном информационном портале единого государственного экзамена появилась статистика ЕГЭ за 2013 год (по состоянию на 27.07.2013). Однако данные представлены в интегрированном виде: весь диапазон из ста тестовых баллов разбит на 10 отрезков по 10 баллов каждый, и приведено общее число выпускников, набравших суммы баллов из каждого отрезка. Причины, по которым не была предоставлена подробная информация в формате «столько-то выпускников набрали такое-то количество баллов», остаются неясными. Возможно, стремились не огорчать общественность деталями статистики скандальной эпопеи ЕГЭ-2013.
Тем не менее, имеющиеся данные позволяют ответить на некоторые вопросы. Вспомните утверждение о результатах ЕГЭ по математике: «… В диапазоне высоких баллов доля участников экзамена, существенно улучшивших свой результат, не превышает 1-2%». Чем же примечательно это утверждение? Во-первых, оно вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Что такое «диапазон высоких баллов»? С какого значения он начинается? И что именно подразумевается под «существенно улучшившими свой результат»? Как расшифровать те самые 1-2%?
Во-вторых, данное утверждение маскирует наличие проблемы, поскольку на самом деле 1-2% означает 2-3-кратный рост числа выпускников, набравших высокие баллы (см. пост «Парадоксы ЕГЭ-2013»). Вернемся к цифрам Рособрнадзора. Начнем с выпускников, набравших 100 баллов: в 2012 году таких было 56 человек, а в 2013 — уже 538. Делим 538 на 56 и получаем рост в 9,6 раз. Аналогичные данные для выпускников, набравших 91+, 81+ и 71+ баллов, показывают рост в 5,2, 2,9 и 2,1 раза соответственно.
Набранные баллы ЕГЭ по математике:
- 2012: 100 баллов — 56 человек
- 2013: 100 баллов — 538 человек
- Рост: 9,6 раз
- 2012: 91+ баллов — (данные отсутствуют)
- 2013: 91+ баллов — (данные отсутствуют)
- Рост: 5,2 раз
- 2012: 81+ баллов — (данные отсутствуют)
- 2013: 81+ баллов — (данные отсутствуют)
- Рост: 2,9 раз
- 2012: 71+ баллов — (данные отсутствуют)
- 2013: 71+ баллов — (данные отсутствуют)
- Рост: 2,1 раз