Один Высоцкий: История одной песни. Песня про Джеймса Бонда

Сегодня вы услышите удивительную песню с необычной историей. Эта композиция посвящена как киногерою, так и реальному человеку, который является иностранцем, известным нам всем. Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого весной 1974 года: слушать.

27 марта 1974 года, Фрязино, конференц-зал Института радиотехники и электроники Академии наук СССР. Здесь было впервые исполнено известное произведение о Джеймсе Бонде и Шоне Коннери, написанное, по-видимому, совсем недавно. Высоцкий исполнял эту песню более ста раз на протяжении шести лет, включая предисловия к ней. В первом исполнении тон у Высоцкого кажется слегка пренебрежительным. При этом важно отметить, что Шон Коннери – не американец, а британец, а агент с кодом 007 не имеет ничего общего с вестернами. Фамилия шотландского патриота была Коннери, а не О’Коннери, как его назвал Высоцкий. Возможно, это создало впечатление о неполном понимании автором темы, но, возможно, причина в другом.

Теперь послушаем фрагмент концерта в ДК имени Горького Потребкооперации: слушать. Это была 23 ноября 1976 года. Воскресенск, ДК «Химик», 8 декабря 1976 года. На фотографии: Виктор Васенин.

Как видно, здесь Высоцкий упоминает конкретные фильмы, хотя и с ошибками – речь идет не о «из Москвы», а о «Из России с Любовью». Владимир Семёнович также уточнял, что Коннери снялся в шести фильмах о Бонде, и к моменту написания песни так оно и было. На фото: Шон Коннери в роли Джеймса Бонда в фильме «Бриллианты навсегда», 1971 год.

Комизм ситуации заключался в том, что среди зрителей на его выступлениях вряд ли были те, кто видел хоть один фильм про Джеймса Бонда. Это кино было идеологически чуждо, а сам Высоцкий мог увидеть его только за границей или на закрытых показах. Госфильмофонд приобретал не только те картины, которые шли в прокате, но и те, которые считались нецелесообразными для демонстрации советской публике. Упоминания о «товарищах из Госфильмофонда» тоже есть в песне. Якобы «фонд» пригласил «Бонда», хотя актеров он не приглашал, о чем Высоцкий, конечно, знал.

В песне много строк, где красота рифмы и яркость образов берут верх над достоверностью. Однако в основе истории лежат подлинные события. В 1969 году на экраны вышел фильм «Красная палатка», о спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле. Это была последняя работа Михаила Калатозова. Роль полярного исследователя Руаля Амундсена сыграл как раз Шон Коннери, которого в титрах указали с ошибкой как «Коннори». То есть фамилию его путали не только Высоцкий, но и создатели фильма!

Коннери приехал в Советский Союз, будучи звездой, но тут его почти никто не узнал в лицо – разве что киношные работники. Есть вероятность, что актер решил устроить что-то вроде фуршета в гостинице «Советская», где остановился. Из-за языкового барьера ему, вероятно, не удалось наладить полноценное общение с советскими коллегами, и он остался разочарован. Именно об этом Высоцкий и поёт, иронично подшучивая как над идеологическими штампами своего времени, так и над «порождением Голливуда», прибывшим из «чуждых нам систем».

На концерте во ВНИИмонтажспецстрой 11 декабря 1974 года Высоцкий также комментировал свою песню: слушать. Интересно, что, говоря о «пожилом» и «не особо привлекательном» актере, ему в момент съемок в «Красной палатке» было 39 лет. Это звучит так, будто у Высоцкого есть что-то личное к этой истории.

Существует версия о том, что Высоцкий случайно встретил Шона Коннери в «Шереметьево», когда встречал Марину Влади. Возможно, именно там их и познакомили. Высоцкий пользовался известностью, и народ буквально толпился, чтобы взять автографы. В итоге все хотели получать подписи не иностранной звезды, а именно Высоцкого и Марины Влади. На фото: Марина Влади и Марчелло Мастроянни на открытии VI Московского международного кинофестиваля в Кремле, 7 июля 1969 года.

Подчеркнём, что эта история больше похожа на байку, как и то, что Высоцкий обиделся на Коннери, не узнавшего Влади, и в отместку написал едкую песню о кинозвезде, которая всегда остается в одиночестве. Однако, странно, что Коннери приехал в Союз в 1969 году, а Высоцкий написал об этом песню только через пять лет и продолжал исполнять её до самого последнего момента, приливая пространные предисловия со всеми подробностями истории.

Существует версия, что это связано еще с одним приездом Коннери в Москву в конце 1973 года, о чем был даже новостной сюжет. Есть также неожиданный вариант, который не объясняет, почему была написана песня, но может частично объяснить, почему Высоцкий так часто её исполнял. Дело в том, что Коннери сыграл Робина Гуда в фильме «Робин и Мэриан», вышедшем в 1976 году, и в нашем прокате демонстрировавшемся под названием «Возвращение Робина Гуда». В это время Высоцкий работал над песнями для картины «Стрелы Робин Гуда». Возможно, о событиях 1969 года, приезде звезды и фуршете в гостинице «Советская» Высоцкий узнал более подробно позже, так как сам не присутствовал, но там находились его знакомые.

Как говорил его герой Глеб Жеглов, «запишем в загадки». Замысел Высоцкого был ещё шире. О чем он говорил в апреле 1974 года в клубе альпинистов Центрального Института авиационного машиностроения: слушать. Продолжения истории про Джеймса Бонда – Шона Коннери – не последовало, но обратим внимание на изменения интонации Высоцкого, когда он произносил почти традиционные слова, предшествующие песне о Бонде.

Одно из последних исполнений этой песни состоялось в московском Физтехе 29 февраля 1980 года: Песня про Джеймса Бонда, агента 007: слушать. Жуковский, МФТИ, 20 февраля 1980 года. На фотографии: Игорь Козлов.

Таким образом, Владимир Высоцкий более ста раз исполнил эту песню о знаменитом на весь мир Шоне Коннери. Коннери почти не знали у нас, а про Высоцкого на Западе знали очень мало. Действительно, они были как два героя из «чуждых систем».

Благодарности в подготовке программы адресуются Юрию Гурову, Андрею Скобелеву, Владимиру Чейгину и друзьям из Творческого объединения «Ракурс» Александру Петракову, Александру Ковановскому, Олегу Васину, Игорю Рахманову, Сергею Алексееву, Валерию и Владимиру Басиным. Слушайте в следующей программе: слушать.

При подготовке программы использованы фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных; фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Игоря Данилова; материалы о песне Высоцкого; альманахи и письма. Бонус: Москва, библиотека №60, 29 ноября 1979 года. Фото Александра Черномордика.

Песня про Джеймса Бонда, агента 007: слушать.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы