Владимир Высоцкий, великий русский поэт и актер, в своих произведениях всегда умел глубоко затрагивать человеческие эмоции. В своей работе «Мой Гамлет» он начинает с мрачной строки: «Я был зачат, как нужно, во грехе, — В поту и в нервах первой брачной ночи». Это лишь первая капля в бурное море его размышлений о жизни, друзьях и мечтах.
Спектакль «Гамлет» стал одним из самых знаковых произведений в карьере Высоцкого. Премьера состоялась в 1971 году, и на протяжении почти девяти лет театр на Таганке представлял этот шедевр, в котором запечатлелся весь талант Высоцкого. Отзывы о его актерском мастерстве до сих пор вызывают споры: много ли было ролей, которые показывали его способности в такой полноте?
28 июня 1970 года Высоцкий заполнил анкету для Анатолия Менщикова и ответил на вопрос о самом радостном событии своей жизни: «Премьера «Гамлета». Однако до этого события оставалось почти полтора года.
Идея постановки действительно принадлежала Высоцкому, но его режиссер, Юрий Любимов, изначально сомневался. Высоцкий был настойчив, а Любимов привык, что решения принимаются только им. Поэтому от идеи до начала репетиций прошло много времени.
Репетиции длились почти два года, и ни одна другая работа Любимова не готовилась так долго. К тому же, в отличие от привычной практики, они начинались сразу на сцене. Это придавало спектаклю особую динамику.
Отношения между Высоцким и Любимовым были непростыми. Высоцкий мечтал о своей роли, и его представление о Гамлете было четким. Любимов же, будучи требовательным режиссером, иногда сомневался в готовности актера. Но это было неправдой: Высоцкий изучил текст Шекспира вдоль и поперек, читал его в разных переводах.
Первоначально планировалось, что Высоцкий будет читать стихотворение Бориса Пастернака, но в итоге оно стало песней благодаря его таланту.
В спектакле «Гамлет» главная роль принадлежала не только ему, но и Занавесу, который стал гениальной идеей художника Давида Боровского. Этот подвижный занавес создавал неповторимую атмосферу и помогал в создании сценического пространства. Именно Занавес поразил зрителей своей функциональностью, создавая ловушки и отделяя героев друг от друга.
К сожалению, за всю историю спектакля не существует полной видеозаписи. Высоцкий сыграл 220 спектаклей, но против его воли, из-за страха нарушить ауру, съемки не проводились.
На премьере 29 ноября 1971 года присутствовал Иннокентий Смоктуновский, который позже сказал, что Высоцкий создал абсолютно новый подход к роли Гамлета, который нельзя было игнорировать. Его интерпретация оставила неизгладимый след в театральной истории.
Несмотря на трудности, конфликт между Высоцким и Любимовым породил величайший спектакль своего времени. Высоцкий, при всем своем взрывном характере, продолжал работать над ролью, находя в себе силы для совершенствования.
В заключение, «Гамлет» стал символом не только творчества Высоцкого, но и целой эпохи в русском театре. Высоцкий в черном свитере стал иконой, примером того, как можно преодолеть все преграды ради искусства и самовыражения.