На ее пепельные косы,
Но ее заманчивый овал,
На ее культурные запросы
Я истратил весь свой капитал.
Что ж, она живет теперь, я знаю,
С очень честным, умным карасем,
Я теперь открытки получаю,
Там в конце: «Спасибо вам за все!»
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1964)
Владимир Высоцкий — студент школы-студии МХАТ, 1959 год
Что же ты, зараза: слушать
Нет, у нас с вами сегодня не будет продолжения рассказа о блатных песнях Владимира Высоцкого.
Мы будем говорить о любви и о том, как Высоцкий пел про любовь.
Владимир Высоцкий с Изой Жуковой. Москва, 1960 год
Не зря во время одного из своих выступлений в ленинградском клубе «Восток» Владимир Семенович коротко сказал: «Я лирических песен не пою».
Кадр киносъёмки из документального фильма «Срочно требуется песня».
Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года
Песню про «рыжую шалаву» Высоцкий спел для Константина Мустафиди в 1973 году, а написал ее приблизительно еще в конце 1961 года.
Знатоки творчества Владимира Семеновича знают, что мы прослушали отредактированную версию этой песни.
Первоначальная версия содержала слово, которое характеризует плохих женщин.
Но в русском языке это слово может использоваться в самых разных контекстах.
Кстати, о неприличных словах.
Фрагмент рабочего автографа песни «То была не интрижка…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.36, л.6
Инна Рахлина и Владимир Высоцкий в квартире Рахлиных, Ленинград, 9 мая 1967 года. Фото Михаила Балцвиника
Песня 1965 года, записанная Константином Мустафиди в 1973 году.
Этот период можно назвать блатным или же, наоборот, лирическим.
В первой половине 60-х у Высоцкого было особенно много песен об отношениях между мужчиной и женщиной.
Городской романс: слушать
Этот «Грустный романс про первую любовь» датируют 1963 годом, когда лирический герой выражал свои чувства в криминальном антураже.
Он любил как в первый и последний раз, понимая, что их жизнь может оказаться короче, чем хотелось бы.
Владимир Высоцкий и Лионелла Пырьева на съемках фильма «Хозяин тайги». Красноярский край, Выезжий Лог, 1968 год
А вот об этой песне стоит поговорить поподробнее.
Многие, особенно в прежние времена, ошибочно полагали, что Высоцкий посвятил эти строки Марине Влади.
Хотя на момент написания песни он еще не познакомился с ней.
Строки были вдохновлены актрисой Ларисой Лужиной во время съемок картины «Вертикаль».
Лариса Лужина и Владимир Высоцкий во время съемки фильма «Вертикаль», 1966 год
С Высоцким они познакомились лет за несколько до съемок.
Володя дружил с ее будущим мужем, оператором Алексеем Чардыниным, и с самой Ларисой.
Лужина снялась в знаменитой картине «На семи ветрах», которая была показана на фестивале в Каннах.
Актриса вспоминала, что из всей съемочной группы «Вертикали» за границей не был никто, кроме нее.
Все с интересом слушали ее рассказы о зарубежных поездках.
Владимир Высоцкий и Лариса Лужина в фильме, 1966 год
Высоцкий всегда был внимательным слушателем, подмечающим детали.
Однажды он пришел к Лужиной и сыграл песню, которую она сначала восприняла как ироничную,
но потом всегда говорила, что Высоцкий сделал ей подарок – целую песню!
Москва, на квартире Ларисы Лужиной и Алексея Чардынина, осень 1968 года. Фото Валерия Кузина
А сейчас послушаем еще одну песню из бездонной коллекции Константина Мустафиди.
Фрагмент белового автографа песни «Она на двор, он — со двора…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.60, л.2
Про Константина Мустафиди мы обязательно поговорим отдельно.
Он первым попытался записать песни Владимира Высоцкого на качественной аппаратуре,
сохранив многие ранние песни в ином звучании.
Москва, июль 1972 года. Фото Аркадия Гершмана
Уж сколько песен, в том числе и лирических, спел Высоцкий от лица хулиганов.
Но и лирический герой может быть и милиционером, страдающим от непонимания.
День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин»: слушать
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс»:
Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина, Николая Исаева и Сергея Жильцова.
Нина Шацкая и Владимир Высоцкий. Москва, 1965 год. Фото Анатолия Гаранина
Завершим мы песней, которую Высоцкий спел в гостях у друга Михаила Шемякина.
Это была великолепная совместная работа, когда Высоцкий с Шемякиным записали более ста песен.
Шемякин потратил много времени на изучение звукозаписи, и результат получился отличный.
В студии Михаила Шемякина. Париж, апрель 1976 года.
Фото Леонида Лубяницкого
Очень жаль, писатели не слышат
Про меня, про парня из села,
Очень жаль, сонетов не напишут
Про мои любовные дела.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1964)
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Лужина, «Высоцкий сам прервал отношения».
Творческим объединением «РАКУРС» проводилась работа по поиску и систематизации материалов, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки, обнаруженные в архивах зарубежных телекомпаний, были обнародованы в документальных фильмах, которые побеждали на фестивалях документального кино.
Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где любой желающий может ознакомиться с тематическими разделами.
В настоящее время ведутся переговоры о приобретении уникальных съёмок В.С. Высоцкого.