Один Высоцкий: Высоцкий. Глава 72. Не своим голосом

Фильм «Ветер «Надежды»» можно считать творческой удачей Владимира Высоцкого, поскольку его песни в этом фильме не подверглись значительным изменениям и не были выброшены. Режиссер Станислав Говорухин, будучи другом Высоцкого, сам попросил его написать музыку для будущего проекта. Однако картина не оправдала ожиданий и запомнилась лишь именем Высоцкого.

Работа над фильмом началась в 1976 году. Участие Высоцкого в качестве актера не планировалось; он должен был лишь написать и исполнить песни. Первоначальные названия, такие как «Большие океанские гонки» и «Клиппер «Надежда»», сменились на финальное — «Ветер «Надежды»».

Съемки проходили на Ялтинской киностудии, фактически южном филиале студии Горького, где также записывались оркестровые варианты песен. Высоцкий уже имел подобный опыт, работая над фильмами «Стрелы Робин Гуда» и «Сыновья уходят в бой», но каждая такая история оставалась для него событием особенным.

Вы наверняка заметили, что голос Высоцкого звучит здесь несколько иначе. Причиной этого мы объясним позже. А пока предлагаем обратить внимание на репетиционную запись той же самой песни, исполненной в Ялте в 1976 году.

Разница между двумя вариантами очевидна. Это было частью режиссерского замысла. В январе 1980 года, во время записи для «Кинопанорамы», Высоцкий вспоминал свои работы со Станиславом Говорухиным с «Вертикали», упомянув и «Ветер «Надежды»».

Это, кстати, второй оркестровый дубль. В картину вошел первый, более сглаженный вариант исполнения, который, конечно, проигрывает по выразительности. Неудивительно, что в некоторых строках Высоцкий срывается на фальцет. Несмотря на мнение музыковедов о широком диапазоне его голоса, не все октавы здесь звучат удачно.

Фильм «Ветер «Надежды»» нельзя назвать удачным. Слабый, расплывчатый сюжет и отсутствие драматургии оставляют зрителя равнодушным. Если бы Высоцкий исполнил свои песни так, как привык, они могли бы добавить фильму необходимую глубину. С другой стороны, возможно, такой уровень исполнения был бы слишком фактурным для слабого фильма.

На репетициях в Ялте Высоцкий проявлял большое старание, что заметно на рабочих записях. Его старания были очевидны даже в менее удачных дубли, как, например, в песне о «Мореплавателе-одиночке», которая не вошла в финальный монтаж. Этот образ он позже успешно развил в другой своей известной песне.

Высоцкий намеревался записать пластинку с песнями, не вошедшими в фильм «Стрелы Робин Гуда», с другой стороны записать морские песни из «Ветра «Надежды». Летом 1978 года он собрал материал для этого диска у себя дома с участием трех известных гитаристов. Однако, к сожалению, этот диск так и не был издан при жизни Высоцкого.

Фильм «Ветер «Надежды»», выпущенный в январе 1978 года, не стал значимым событием. Высоцкий надеялся на его успех, но этого не произошло. В итоге, кроме песен Высоцкого, о фильме вспомнить сложно.

В подготовке этой программы использованы различные архивные материалы, фотографии и фонограммы. Творческое объединение «РАКУРС» на протяжении многих лет ведет работы по поиску и систематизации документов, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные записи Высоцкого, найденные в архивах, стали доступны публике в документальных фильмах, которые неоднократно награждались на фестивалях. В настоящее время продолжаются переговоры о публикации новых уникальных материалов.

Оцените статью
Ритм Москвы