Автор текста: Антон Орехъ (слушать) Владимир Высоцкий. Завод «Калибр». Москва, 13 января 1970 года.
Среди множества тем и разнообразия поэтических циклов в творчестве Владимира Высоцкого выделяются песни-сказки. Это направление особенно интересно в контексте его творчества, и стоит отметить, как Высоцкий великолепно удавался в стилизациях — будь то частушки, притчи или народные напевы. Это не пародии, а настоящие фольклорные произведения, полные иронии, юмора и грусти одновременно. Высоцкий мастерски справлялся с этой задачей, и сегодня мы рассмотрим несколько примеров.
В 1974 году друг Высоцкого Геннадий Полока работал над фильмом «Одиножды один». Этот проект стал еще одной возможностью для них сотрудничать. Жанр фильма был легким, комедийным и даже гротескным. Высоцкий пробовали на роль зятя главного героя, которого сыграл Анатолий Папанов. Однако, как это часто случается, режиссеру намекнули, что участие Высоцкого нежелательно, а пробы не удались. В итоге эту роль блестяще исполнил Николай Караченцов.
Тем не менее, Владимир Семенович написал для картины несколько песен, в том числе и частушки, которые в фильме исполнял Анатолий Папанов. Сразу отметим, что все совпадения в песнях из сегодняшней программы и возможные исторические параллели с современными событиями являются случайными. «Гули-гули-гуленьки…» — в исполнении Папанова звучит забавно, и стоит прислушаться к аллюзиям.
Однако именно Высоцкий также исполнял эту песню. Эта запись, вероятно, знакома многим поклонникам его творчества. Черновой автограф песни «Гули-гули-гуленьки…» отличается уникальностью, так как это единственная известная запись из архива Константина Мустафиди. В течение нескольких лет Мустафиди записывал Высоцкого на качественную заграничную аппаратуру, благодаря чему звучание его песен стало почти студийным. В архиве сохранилось около двухсот песен, и часть из них существует в единственном экземпляре.
Константин Мустафиди, работая в министерстве связи, в силу своей профессии и заграничных командировок, имел доступ к отличной аппаратуре. С Высоцким он познакомился благодаря Людмиле Орловой, которая часто соединяла его с Мариной во время звонков из Франции. Люся Орлова сыграла важную роль в их дружбе, благодаря чему у нас сохранилась уникальная коллекция записей.
Интересно отметить, что песня «Песня про белого слона» отличается от привычного звучания Высоцкого. Содержащиеся в ней черты делают ее узнаваемой, и, как утверждает композитор Евгений Геворгян, Володя планировал включить ее в детский спектакль, который так и остался незавершенным.
Следующая песня, «Жил-был добрый дурачина-простофиля», обросла не только сказочными, но и гротескными мифами. По легенде, она рассказывает о Никите Сергеевиче Хрущеве. В 1970 году, когда Хрущев уже был пенсионером, Высоцкий, по преданию, посетил его на даче. Некоторые близкие друзья Владимира утверждают, что были свидетелями этой встречи, и Высоцкий, возможно, даже что-то исполнил для экс-главы государства.
По слухам, Хрущев ответил Высоцкому на вопрос о том, как ему пробиться в правительственные круги, фразой, ставшей почти крылатой: «К кому обратиться? А ты их портреты видел?»
Благодаря нашим друзьям из Творческого объединения «Ракурс», а также Игорю Рахманову, Олегу Васину, Александру Петракову, Валерию Басину, Рафаэлю Авакову и Александру Ковановскому, мы можем сегодня представить эту программу.
При подготовке программы использованы копии рукописей Высоцкого, фонограммы из архивов, материалы из книги Марка Цыбульского и публикации Сергея Жильцова. Фотографии также были предоставлены архивами различных исследователей, активно работающих с документальной кинохроникой и видеосъемками, связанными с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
На протяжении нескольких десятилетий Творческое объединение «РАКУРС» проводит кропотливую работу по поиску и систематизации материалов, связанных с Высоцким. Уникальные записи, найденные в зарубежных архивах, были обнародованы в России, и многие из них получили признание на фестивалях документального кино как в нашей стране, так и за границей.
Сейчас ведутся переговоры о приобретении новых уникальных материалов, и авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем, кто желает поддержать новые проекты, открывающие неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.