N + 1: Геронтологи подтвердили гипотезу о неизменной скорости старения людей

Colchero et al. / Nature Communications, 2021

Люди, как и другие приматы, стареют с фиксированной скоростью. К такому выводу пришла группа биологов, изучив таблицы смертности различных видов обезьян и человеческих популяций. Исследователи отметили, что с увеличением продолжительности жизни вида, синхронность его смертей возрастает, что указывает на стремление продолжительности жизни к своему пределу. Ученые пришли к выводу, что замедлить это движение можно лишь влияя на скорость старения, которая оказалась одним из наиболее стабильных параметров смертности. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

На протяжении XX века люди стали жить дольше, увеличилась как средняя, так и максимальная продолжительность жизни. Однако за последние два десятилетия никто не поставил новых рекордов по долгожительству. Хотя средняя продолжительность жизни продолжает расти, детальный анализ графиков смертности показывает, что риск умереть все еще растет с возрастом. Люди просто начинают умирать позже, но не сокращают скорость старения.

Некоторые исследователи считают, что мы достигли биологического предела, так называемого «срока годности» человеческого тела. Однако существуют и другие возможные объяснения: изменения могут происходить слишком медленно для заметного восприятия, или же долгожителей недостаточно, чтобы регулярно фиксировать новые рекорды. Чтобы прояснить эту ситуацию, группа ученых под руководством Сьюзан Альбертс из Университета Дьюка решила исследовать постоянство скорости старения у людей.

Считается, что у многих животных продолжительность жизни зависит от их жизненной истории: если они быстро растут, рано достигают зрелости и часто размножаются, то, вероятно, быстро стареют и живут недолго. В то же время большинство долгоживущих видов развиваются медленно и имеют большие интервалы между потомством, а иногда и обмен веществ у них медленнее, чем у короткоживущих видов.

Однако если скорость старения зависит от столь широкого набора признаков, которые сложно быстро изменить, то в пределах конкретного вида она должна оставаться постоянной. Так сформулирована гипотеза неизменной скорости старения. Если она верна, значит скорость старения у людей также постоянна, и изменения условий жизни не приведут к ее замедлению.

Тем не менее, никому не известно, применима ли гипотеза неизменной скорости старения к человеку. Изучать людей сложно — на результаты влияют множество социальных факторов, которые до сих пор не удавалось выяснить у приматов. Поэтому Альбертс и коллеги собрали данные о продолжительности жизни шести родов приматов с разных континентов и девяти человеческих популяций, включая выборки с XVII по XX века и современных охотников-собирателей.

Исследователи обнаружили, что у всех изученных приматов (включая людей) существует прямая корреляция между ожидаемой продолжительностью жизни и её равномерностью. То есть, чем дольше представители вида живут в среднем, тем схожей оказывается продолжительность их жизни. Это позволяет предположить, что по мере увеличения продолжительности жизни все приматы приближаются к своему биологическому пределу, когда все особи умирают в одинаковом возрасте.

Затем авторы работы создали компьютерную модель, которая наиболее точно описывала динамику смертности каждой популяции. В модель были включены такие параметры, как общая фоновая смертность, детская смертность и её снижение, а также взрослая смертность и её рост.

Изменяя отдельные параметры модели, исследователи пытались выяснить, какие именно из них влияют на связь между продолжительностью жизни и её разбросом. Выяснилось, что изменение фоновой и детской смертности меняло наклон кривой незначительно. Однако скорость старения (градус роста взрослой смертности) значительно меняла угол наклона — вплоть до схожести с другой кривой приматов.

Таким образом, модель, созданная Альбертс и её коллегами, позволяет сделать два важных вывода. Первое: гипотеза инвариантной скорости старения, по всей видимости, верна для приматов. Несмотря на небольшие колебания роста смертности у взрослых, они значительно меньше, чем вариации других параметров смертности. Это делает скорость старения самым стабильным свойством смертности, менее подверженным изменениям.

Второй вывод: отложить приближение к предельной продолжительности жизни можно в основном за счет изменения скорости старения. Однако это самый сложный параметр для коррекции. До сих пор человечество изменяло два других параметра: детскую смертность — борясь с инфекциями, и общую фоновую смертность — благодаря экстренной медицине и улучшению условий жизни. Но эти изменения не влияют на скорость, с которой люди приближаются к пределу своей продолжительности жизни. Скорость старения остается неизменной, и, по мнению авторов работы, её не изменить внешними вмешательствами. Только время покажет, сможет ли медицина достичь того, что не было достигнуто эволюцией.

О том, как скорость старения соотносится с внешним видом человека, читайте в материале «Насквозь вижу». А о том, почему сложно определить феномен старения, рассказывается в тексте «Дело не в морщинах».

Полина Лосева

Читайте также:

  • Марихуана ускорила истончение коры головного мозга подростков.
  • Археологи обнаружили останки древней женщины в испанской пещере.
  • «Индженьюити» помог планетологам выявить сильную летучесть пыли на Марсе.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы