МФТИ Команда российских ученых из МФТИ, МГУ и РАН разработала формальную математическую модель информационной войны, учитывающую краткосрочные дестабилизирующие информационные всплески. В ходе работы они оптимизировали ранее известную модель, добавив параметр усиления пропаганды одной из сторон. Исследование показало, что в долгосрочной перспективе такие «вбросы» не влияют на исход противостояния. Результаты опубликованы в журнале Mathematical Models and Computer Simulation.
Информационная война представляет собой процесс, направленный на достижение политических, военных, экономических и других целей с использованием информации в качестве основного оружия. Определение победителя в таких противостояниях является сложной задачей, так как отсутствует единственно верное определение факта победы. Например, авторы новой модели определяют победу по количеству участников одной из сторон.
Специалисты в области прикладной математики и политологии стремятся теоретически обосновать этот процесс, создавая формальные модели. Моделирование учитывает несколько ключевых параметров: согласно известным моделям, исход такой войны зависит от ряда факторов, включая количество сторон (в частности, число участников и активных «распространителей информации»), каналов передачи информации (обычно это СМИ и межличностная коммуникация), а также размеры вовлеченного общества.
Авторы нового исследования добавили в моделирование информационных войн еще один параметр — периодическое дестабилизирующее воздействие в виде пропаганды. Функция, показывающая вероятность победы одной стороны (представленной количеством участников), зависит от времени и описывается следующим образом: Mikhailov et al. / Mathematical Models and Computer Simulations 2017. Здесь X и Y — количество участников двух воюющих сторон, α и β — интенсивность распространения информации по двум источникам (СМИ и личное общение) в пределах одной группы, N — размеры вовлеченного в войну общества, а γ — вероятность того, что информация будет забыта (в предыдущей модели этот параметр равнялся нулю).
Основным дестабилизирующим эффектом в модели стало увеличение интенсивности распространения информации при помощи СМИ в одной из групп, то есть использование пропаганды внутри одной из противостоящих сторон. Ученые выяснили, что в рамках представленной формальной модели эффект пропаганды носит недолговечный характер: перевес участников одной из сторон наблюдается сразу после «вброса», а затем идет на спад, вновь поднимаясь после. Такую зависимость, по мнению авторов, можно объяснить вероятностью забывания информации.
Таким образом, кратковременный всплеск пропаганды со стороны одного из участников информационной войны не оказывает влияния на итог конфликта, если информация, полученная во время такого всплеска, может быть забыта (и если модель это учитывает).
По просьбе N+1 публикацию прокомментировал преподаватель Департамента политической науки НИУ ВШЭ Егор Юрескул: «Подобные модели представляют скорее научную ценность, чем прикладную, так как позволяют делать простые выводы об изучаемом процессе, что содействует более глубокому исследованию проблемы. Практическое применение формальных моделей и эмпирическая верификация часто сталкиваются с рядом трудностей, включая отсутствие реальных переменных для измерения ключевых параметров моделей». Он также отметил, что для решения подобных прикладных задач активно применяются методы машинного обучения.
С помощью формальных математических моделей ученые пытаются объяснить множество процессов как в обществе, так и в человеческом поведении. Например, в нашей заметке можно узнать, как на самооценку человека влияет мнение окружающих, а также прочитать о факторах, влияющих на изменение личного мнения в пользу мнения большинства.
Елизавета Ивтушок
Оригинал
Читайте также:
В США разрешили бактериальный геноцид комаров
Нынешний год войдет в тройку самых жарких в истории наблюдений
Ученые обнаружили нейроны-мишени бессонницы