«Представляется правильным инициировать присоединение восточных областей Украины к России»

В распоряжении «Новой» оказался документ, предположительно, занесенный в администрацию президента в период с 4 по 12 февраля 2014 года. Судя по имеющимся данным и экспертным оценкам, в его подготовке мог участвовать бизнесмен Константин Малофеев. Пресс-служба бизнесмена опровергла это предположение и заявила о намерении обратиться в суд.

Документ представляет интерес тем, что на ранних этапах украинского политического кризиса, еще до бегства Януковича и прихода к власти новой власти, в нем подробно описываются обоснования и логистика вмешательства России в украинские дела, включая отделение Крыма и восточных областей.

Несмотря на то что реальные события внесли некоторые коррективы, высокая степень совпадения этого проекта с дальнейшими действиями российской власти бросается в глаза. Текст публикуется с небольшими сокращениями, орфография и пунктуация оригинала в основном сохранены.

***

1. При оценке политической ситуации в Украине необходимо учитывать, что, во-первых, президент В. Янукович и его команда потеряли контроль над политическими процессами; во-вторых, центральная власть парализована, и в стране отсутствует внятный политический субъект для переговоров с Российской Федерацией; в-третьих, вероятность появления такого субъекта после досрочных выборов, анонсированных Януковичем, невелика.

В то время как в России олигархия уравновешивается мощным классом чиновничества, в Украине госаппарат заведомо слабее олигархов. Именно они — Р. Ахметов, Д. Фирташ, И. Коломойский и др. — управляют киевским политическим пространством, включая Верховную Раду и оппозицию. Несистемная оппозиция, известная как Майдан, неподконтрольна традиционным лидерам и представляется управляемой «полевыми командирами», в значительной степени не имеющими электорального влияния и, вероятно, действующими в интересах внешних сил.

В то же время многие олигархи финансируют Майдан, чтобы не ставить все свои ресурсы на одну карту. Президент Янукович, обладая низкими моральными качествами, боится оставить свой пост, готов «разменивать» силовиков на гарантии неприкосновенности. Однако части «Беркута», задействованные для подавления беспорядков в Киеве, в основном состоят из уроженцев Крыма и восточных регионов.

Местные эксперты утверждают, что попытки преемника Януковича наказывать МВД и СБУ за подавление Майдана будут встречены жесткой реакцией. Неоднозначна и позиция украинской армии, которую, по словам представителя Минобороны, «заперли в казармах». Досрочные выборы могут стать поводом для нового витка гражданских протестов и углубления электорального раскола между востоком и западом страны.

Примечания, сделанные на мюнхенской конференции по безопасности, дают основания полагать, что Запад допускает дезинтеграцию Украины. Концепция «поэлементного» поглощения восточноевропейских государств Евросоюзом обсуждается открыто и имеет поддержку среди украинской элиты.

2. Российская политика в отношении Украины нуждается в прагматизме. Режим Януковича окончательно потерял легитимность, а его поддержка со стороны России больше не имеет смысла. В условиях гражданской войны, разразившейся среди сторонников и противников Майдана, Россия не должна ограничиваться лишь попытками влиять на политические расклады в Киеве.

Когда центральная власть почти полностью парализована, а стране угрожает дефолт, вмешательство России в геополитическую интригу становится необходимым. В противном случае существует риск утраты контроля над украинским рынком энергоносителей и газотранспортной системой, что значительно повлияет на экономику страны.

3. Конституция Украины не может служить легитимным механизмом для интеграции восточных территорий и Крыма в правовое поле Российской Федерации. Как гласит статья 71 Основного закона Украины, вопросы о изменении территории могут решаться только путем всеукраинского референдума.

К тому же, согласно статье 72, референдум может быть инициализирован лишь по требованию не менее трех миллионов граждан, собравших подписи. Тем не менее, для российско-украинского интеграционного процесса уже существует правовая основа — система еврорегионов, которые входят в Ассоциацию европейских приграничных регионов.

Россия может использовать легитимные правовые инструменты для заключения договоров о сотрудничестве, устанавливая государственно-договорные отношения с теми украинскими территориями, где наблюдаются устойчивые пророссийские настроения. В первую очередь — с Республикой Крым, Харьковской, Луганской, Запорожской, Николаевской и Днепропетровской областями.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы