Антон Носик: Суд и стыд

«Когда я занимал пост президента, я много размышлял над тем, почему в 95–97% случаев наши суды выносят обвинительные приговоры. Думаю, это проблема политического и правового сознания. Судьям стыдно оправдать человека и тем самым подставить под сомнение работу, проделанную следственными органами», — отметил Дмитрий Медведев в интервью швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung.

Упомянутая цифра, однако, слегка искажает реальность. Оправдательных приговоров в России выносят всего около 0,2%. Такой показатель не наблюдался даже в годы репрессий, когда власть применяла террора. Пропагандистские средства массовой информации объясняют это тем, что российские силовики, якобы, лучше всех других следователей в мире обосновывают предъявляемые обвинения. Таким образом, само наличие обвинительного заключения становится в России стопроцентным доказательством вины подсудимого — что и объясняет почти полное отсутствие оправдательных приговоров.

На первый взгляд, аргументы пропагандистов значительно расходятся с позицией Медведева. Однако все расхождения заканчиваются на уровне намерений: задача пропаганды — скрыть проблему, в то время как Медведев пытается создать иллюзию борьбы с ней. В итоге, имеет место один безусловный факт: в России полностью отсутствует состязательный суд. Взяться ему неоткуда, поскольку суд как институт представляет собой декоративный придаток исполнительной власти. Этот придаток является жалким, сервильным и неубедительным по различным причинам, оставаясь бесконечно далеким от норм справедливости и практики правосудия. И это действительно стыдно.

Оцените статью
Ритм Москвы