31 октября 2003 года Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию против коррупции. Большинство стран мира, за исключением Сомали, Чада, Северной Кореи, Суринама и Ботсваны, формально к этой конвенции присоединились. Подпись России под этим документом была поставлена 9 декабря 2003 года. 8 марта 2006 года президент Путин подписал федеральный закон «О ратификации конвенции ООН против коррупции». А в светлый праздник 9 мая 2006 года грамота о ратификации Россией данного документа была официально передана в секретариат ООН. Таким образом, Россия стала 52-й страной-участницей международной конвенции.
Однако в реальности, спустя более семи лет после подписания документа, Россия не готова выполнить обязательства, содержащиеся в статье 20 Конвенции. Сегодня стало известно, что законопроект, позволяющий ратифицировать эту статью, в очередной раз отклонён российским правительством. Причина удивительна лишь на первый взгляд: статья 20 называется «Незаконное обогащение» и посвящена борьбе с явлением, с которым жители России сталкиваются ежедневно – наличием у госчиновников дворцов, самолётов, автопарков и швейцарских счетов.
В Конвенции государства-участники обязались признать незаконное обогащение уголовно наказуемым деянием, если оно совершено умышленно, и подразумевает значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может обосновать. Очевидно, что без принятия такой юридической нормы разговоры о борьбе с коррупцией остаются нелепой демагогией. Как можно задать вопрос чиновнику-миллиардеру «откуда это всё?», если он ответит «подарили», и на этом всё закончится? Как отслеживать движение средств между BVI, Никосией и Цюрихом, если в российском законодательстве нет оснований для запроса о таких проводках?
Также стоит вспомнить декларации доходов и их эволюцию. Ещё пять лет назад, когда кто-то мог воспринимать Конвенцию всерьёз, в них упоминались смешные вещи, такие как подержанный «жигуль» у депутата. Сегодня уже никто не стесняется декларировать доходы на сотни миллионов от «удачных сделок» и миллиардные доходы бизнесов супругов. Но чего стесняться? У некоторых с жёнами просто повезло.
Проблема заключается в том, что судьба законов, позволяющих привлекать жуликов и воров к ответственности, находится в руках тех самых жуликов и воров, против которых изначально направлена Конвенция. Пока они сохраняют монополию на власть, ожидать, что они захотят бороться с собой, нецелесообразно.