А давайте разберёмся, откуда берутся граммар-наци. Начнём с определения — вдруг кто-то не знаком с этим термином. Граммар-наци — это те, кто, обнаружив орфографическую ошибку или опечатку в тексте, утрачивают способность воспринимать его смысл. Их внимание и эмоции целиком сосредотачиваются на этой ошибке, и они готовы обсуждать её до потери сознания, используя при этом резкие высказывания.
На окружающих граммар-наци производят довольно тягостное впечатление. Во-первых, оно связано с фантастической ограниченностью — неспособностью обсуждать важные темы, как только в текст попадает ошибка, которую нормальный человек просто не заметит. Во-вторых, это проявляется в злобной агрессивности. Шум, который граммар-наци поднимают из-за неуместной запятой, и градус обвинений в безграмотности и бескультурье поражают воображение стороннего наблюдателя.
В-третьих — и это, пожалуй, самое интересное — примерно в 90% споров вокруг предполагаемых ошибок в русском языке просто не существует. Либо таких правил никогда не было, либо они давно устарели и внесены в словари с соответствующими пометками. Это обстоятельство и объясняет происхождение граммар-наци. Грамматические нормы, ставшие источником психозов и фобий среди соотечественников, уходят корнями в далёкое советское детство. Они питаются детским страхом перед строгими учителями, доминирующими бабушками и насмешками сверстников.
Именно детская травма так прочно впечатала в сознание будущих граммар-наци смешные и нелепые представления о том, что русский язык кодифицирован в тех правилах, которые вбивали в головы в детстве. Особенно сильно это ощущается у тех, у кого не было природной грамотности и их за ошибки жестко критиковали окружающие. Человеку, не знавшему таких травм, трудно понять агрессивность граммар-наци и их ограниченность. Особенно сложно уяснить, почему они так неадекватно реагируют, когда им приводят примеры из словарей русского языка или классических произведений, которые опровергают отстаиваемые ими правила.
Взрослые люди, как кажется, не должны так реагировать. Вся суть в том, что граммар-нацизм не имеет отношения к взрослости или адекватности. Это болезненная проекция детских комплексов и фобий во взрослую жизнь, подавляющая голос разума. Нормальную позицию человека, не знавшего этих травм, прекрасно выразил А.С. Пушкин в своём известном романе:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю. (Евгений Онегин, 3:XXVIII)
