Антон Носик: Почему шпион оказался лохом?

В советские времена был такой анекдот. Американцы 15 лет готовят в разведшколе шпиона для заброски в глубокий советский тыл. Курсант изучает диалекты Нечерноземья, карты местности, артикулы советской одежды, фольклор… Наконец, он десантируется в Костромской области. Зарыв парашют в лесу, выходит на просёлочную дорогу и встречает пожилую деревенскую бабушку.

— Мать, подскажи, а далеко ль до сельсовета? — задушевно обращается к ней агент ЦРУ.

— А ведь ты, милок, американский шпион, — говорит бабушка.

— С чего ты взяла?! — удивляется агент.

— А у нас в Костромской области негров нет…

Объяснение последней шпионской истории, данное Виктором Суворовым на телеканале «Дождь», практически повторяет этот анекдот дословно. По мнению Суворова, у ЦРУ плохо организована агентурная работа. С одной стороны, львиная доля разведданных собирается с помощью технических средств (спутниковая съемка, перехват коммуникаций), а не от живых людей. С другой стороны, самые эффективные агенты на службе Америки — иностранцы, шпионящие в своих собственных странах. Их не нужно учить маскировке, гриму, ношению париков, потому что их главная маскировка — это реальная биография и занимаемая должность.

В этой связи Суворов вспоминает полковника Олега Пеньковского, о котором недавно написал триллер, а также беглого Потеева (пару лет назад сдавшего американцам целую резидентурную сеть), Александра Литвиненко и множество других примеров из советского прошлого, включая самого Суворова. Он утверждает, что до побега на Запад с иностранными разведками не сотрудничал, но кто сможет это проверить?

Не могу оценить, насколько объяснение Суворова верное, но оно, по крайней мере, согласуется с известными фактами о мужчине с компасом и двумя париками, пойманном ночью на окраине Воронцовского парка при попытке отдать чекисту распечатку нигерийского спама в переводе Google Translate.

Единственное альтернативное предположение, которое приходит мне в голову, — что парня просто достала московская зима, и он нашел стопроцентно надежный способ обеспечить себе отправку на родину за казенный счет. Возможно, при увольнении с дипломатической службы по собственному желанию он потерял бы какие-либо компенсации и страховки, а за провал задания Госдеп не может его оштрафовать.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы