Недавняя скандальная свадьба судей и чиновников, а также связанные с ней недомолвки, заставляют вновь обратить внимание на проблему «региональных кланов» в России. Такие кланы или «семьи» образуют мощную и разветвленную сеть, на которой базируется действующий режим.
Типичная картина выглядит следующим образом: сын — местный прокурор, отец — бывший мэр или депутат, который через брачные связи переплетен с главами соседних администраций или «авторитетными предпринимателями». В таких семьях могут быть ликеро-водочные заводы, сети магазинов, что позволяет подмять конкурентов, а также микрокредитование, небольшие банки и подряды на строительство. Безусловно, важной частью их бизнеса являются ЖКХ, торговля бензином и, в последнее время, агрохолдинги, поглощающие остатки фермеров. Обычно они имеют связи с несколькими депутатами и мэрами, а также хорошее взаимодействие с губернатором и силовыми структурами.
Количество таких семей в России может исчисляться сотнями или тысячами: на уровне районов, городов, областей и республик. Их влияние ощущается на каждом уровне власти. Они удерживают контроль в жестких рамках, используя как пряники, так и кнуты, чтобы добиться своих целей. Методы, отточенные за десятилетия, зачастую имеют корни еще в советскую эпоху. Программы оппозиции, как правило, не содержат ответов на вопрос, как они планируют справиться с этой неофеодальной системой.
Демократические выборы? Возможно, но на выходе они приведут к тому же результату: народа всё равно выберут «своих», что только укрепит власть этих кланов. Попытки корчевать кланы вызывают вопросы: кто займется этим, если все контролирующие инстанции находятся под контролем этих «ребят»? Высылка комиссий из Москвы? Недостаточно людей для охвата всех уголков страны, да и методы борьбы с «гастролерами» тщательно отработаны.
Прямая народная воля? Смешно! Эти кланы сами могут вывести свой «народ» на улицы, по примеру событий в Новороссии, организовав что-то подобное Антимайдану. Игнорировать проблему тоже невозможно. Реформы в условиях такой мощной и реакционной силы проводить крайне сложно. Любые новшества будут блокироваться на местах, как это показал опыт Украины.
Попытки «дружить» и искать союзников в этой среде могут лишь усугубить ситуацию и привести к олигархии местных латифундистов и чиновников, подобной худшим образцам Латинской Америки. По сути, возникает вопрос: что дальше? На него, как всегда, нет ответа.