В торжественной атмосфере саммита Россия-Африка президент Путин с гордостью сообщил, что за последние годы Россия простила братским государствам «черного континента» $20 млрд. Взгляд не мог оторваться от того, как он встречал африканских лидеров, которые, казалось, приехали не за новой раздачей, а как будто на поклон.
Профессор Наталья Зубаревич подсчитала, что $20 млрд — это годовой бюджет здравоохранения всех российских регионов. Новая закупка лояльности африканских «стратегических партнеров» обещает завершиться очередным «списанием долгов». Эти траты кажутся российскому руководству более важными, чем финансирование операций для детей или лечение раковых больных в стране. Выбрасывая миллиарды долларов на «геополитику», Путин находит время забыть, что он президент государства, где две трети населения живут у черты бедности или за ней. Здесь люди сталкиваются с разбитыми дорогами, домами с протекающими крышами и мусорными свалками. Вне МКАД территория России напоминает, скорее, Бурунди или Сьерра-Леоне.
На самом деле, Африка у нас дома. Важно отметить, что мы уже проходили через это. Такие «стратегические партнеры» обычно бросают нас, как только иссякает поток финансовой поддержки. И нет сомнений, что это произойдет снова.
Общепринятый аргумент диванных империалистов: любая великая держава должна защищать свои интересы и проводить экспансию по всему миру — желательно, с использованием оружия. В настоящее время Путин нацелен на конкуренцию в Африке с США и Китаем, однако никто из этих стран не делает подобных подарков, хотя, в отличие от нас, они могут себе это позволить.
Как бы это ни звучало банально, в современном мире влияние приобретается только через сильную и эффективную экономику. Китай и США — две крупнейшие экономики мира. Россия с ее 2% в мировом ВВП может позволить себе игры в «геополитику» лишь за счет собственных граждан. А так и происходит.
Африканская экспансия российского руководства может быть объяснена лишь внешнеполитическим куражом Путина (дети и больницы подождут). Но даже если удастся выдавить еще пару десятков миллиардов из наших карманов, конкурировать в Африке будет сложно: КНР и США прочно обосновались на континенте, и объем их ежегодных вложений никак не сопоставим с российскими. Вместо широких жестов они выбирают прагматику и умеют возвращать свои инвестиции.