Повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на повестке дня. В данный момент обсуждаются предложения о его увеличении до 15% или даже до 17% (напомним, что с начала 2000-х годов в России установлен единый подоходный налог в размере 13%). Хотя эти предложения на данном этапе остаются только на стадии обсуждения, вероятность их реализации весьма высока, особенно после президентских выборов 2018 года. Также стоит упомянуть, что повышение пенсионного возраста — это мера, которую можно считать практически неизбежной в рамках будущих реформ.
Осенью прошлогоднего года я уже отмечал, что власти в какой-то мере удивлены значительным ростом общей суммы денежных накоплений населения. Всё началось с заявления премьер-министра Д. Медведева в его статье «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики», опубликованной в журнале «Вопросы экономики» в октябре 2016 года. На 1 сентября 2016 года депозиты граждан в российских банках превысили 23 трлн рублей. В тот момент я выразил сомнение в том, что столь заметное внимание к денежным накоплениям народа приведет к чему-то положительному. Даже предположил возможность появления какого-то добровольно-принудительного займа «на восстановление народного хозяйства». Но реальность оказалась проще: раз у людей есть накопления, значит, они должны платить больше налогов. Зачем возвращать заем, когда можно просто повысить налоги?
При этом власти, всерьез задумываясь о повышении НДФЛ, похоже, игнорируют другую важную статистику. Реальные располагаемые денежные доходы населения в России снижаются на протяжении трех последних лет. В 2014 году снижение составило 0,7% в годовом исчислении; в 2015 году — более 3%; в 2016 году — почти 6%. Получается, что в условиях падающих доходов населения власти хотят повысить налоги. А как же с растущими накоплениями? Ответ прост: накопления растут, но в основном у меньшинства.
Согласно статистике Агентства по страхованию вкладов, в третьем квартале 2016 года наибольший рост как по сумме вкладов, так и по количеству счетов среди физических лиц наблюдался в категории вкладов от 1,4 млн до 3 млн рублей (на 5,8% и 5,7% соответственно). Вклады от 3 млн до 5 млн рублей росли чуть меньшими темпами, в то время как вклады в диапазоне от 100 тыс. до 700 тыс. рублей показали рост всего лишь на 0,2% по сумме и снижение на 0,9% по количеству счетов. Как видно, богатые продолжают богатеть, а бедные — беднеть.
Предложение о повышении НДФЛ в условиях снижающихся доходов населения представляется необоснованным. Понятно, что так проще решить проблемы региональных бюджетов — доля НДФЛ в их доходах возросла до 38%, а за 2016 год было перечислено около 3 трлн рублей налога. Также очевидно, что администрирование этого налога в настоящее время организовано эффективно: работодатели автоматом перечисляют средства, что исключает начальный провал в сборах. Но что будет дальше? Так ли уверены, что в «тень» никто не уйдет? Объяснения будут, но они вряд ли окажутся убедительными, ведь в кризис и даже в условиях «недоделанного» экономического роста налоги, как правило, снижаются, а не повышаются.