Игорь Николаев: Рыбокомбинат не пережил контрсанкций

Федеральная налоговая служба России подала заявление в Арбитражный суд Мурманской области о признании банкротом ОАО «Мурманский рыбокомбинат». Казалось бы, что здесь такого необычного — банкротств в стране предостаточно. Однако это неординарное событие обусловлено российской политикой контрсанкций, введенных с 7 августа 2014 года. Россия запретила ввоз ключевых видов продовольствия и сельхозпродукции из стран ЕС, США и других государств в ответ на их санкции против нашей страны.

Работа Мурманского рыбокомбината в последние годы критически зависела от поставок живой рыбы, осуществляемых специализированными судами, прибывающими с промысла. В самой России живорыбный промысел практически не ведется, поэтому предприятие активно сотрудничало с норвежскими компаниями. После введения контрсанкций комбинат был вынужден остановить свою деятельность и в 2014 году пытался оспорить решение правительства в Верховном суде России. Заявители утверждали, что правительственное постановление нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Неизвестно, было ли у Мурманского рыбокомбината реальное ожидание положительного решения в Верховном суде, но, как и следовало ожидать, оно не состоялось. Введение продовольственных контрсанкций было признано законным. И вот, результат — банкротство. Некоторые могут сказать, что комбинат сам виноват, не справился с перестройкой и так далее. Возможно, это верно в определенной степени. Однако первопричина очевидна: контрсанкции — это самосанкции.

Сегодня Мурманский комбинат уже не является флагманом рыбоперерабатывающей отрасли, какой он был в советские времена. Его история начинается еще до Великой Отечественной войны: холодильный завод № 1 был построен в 1930 году, а филейно-пельменный цех открылся в 1934 году. В 1990 году на рыбокомбинате работали 5,5 тыс. человек, что уже не были самые лучшие времена. С тех пор как выпуск продукции, так и численность сотрудников сократились в десятки раз, но предприятие продолжало работать. Оно пережило приватизацию, хотя и не без серьезных потерь. Однако Мурманский рыбокомбинат не смог справиться с последствиями российских контрсанкций.

Но это уже вопрос большой политики, и, к сожалению, судьба отдельного предприятия мало кого волнует. Известно, что одним из условий возвращения России к выполнению соглашения с США по утилизации оружейного плутония была и компенсация вреда от российских контрсанкций. Банкротство предприятий в результате этих контрсанкций — это и есть тот самый вред. Но вряд ли жители Мурманска могут рассчитывать на компенсацию своих убытков.

Когда-нибудь в экономической истории России контрсанкции, введенные в августе 2014 года, займут отдельную главу. Это действительно уникальное явление, когда принимается решение, наносящее собственной стране, ее народу, гораздо больший вред, чем пользу. Как уже упоминалось, этот вред был официально признан российскими властями. Упоминанию о Мурманском рыбокомбинате в этой главе тоже найдется свое место.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы