В 2016 году страна вступила в новый финансовый период, приняв Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год». Однако, по моему глубокому убеждению, данный закон не соответствует Конституции Российской Федерации. Главное несоответствие заключается в том, что, согласно Статье 7 Конституции, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». А вот федеральный бюджет на 2016 год, к сожалению, не может быть назван социальным.
Я прекрасно понимаю, что формально, как гражданин, не имею права подавать подобные запросы. Согласно Ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», жалоба от граждан допустима, если оспариваемый закон затрагивает конституционные права и свободы и уже был применён в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Тем не менее, я подготовил свой запрос, уделив главное внимание содержанию, а не малозначительным техническим формальностям.
К сожалению, те, кто имеет право ставить вопрос о конституционности закона о федеральном бюджете (депутаты, правительство и другие), по понятным причинам молчат. Интересно, почему, к примеру, депутаты Госдумы, которые голосовали против принятия закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (149 голосов, 33,1%), похоже, не собираются ставить под вопрос его конституционность? Впрочем, этот вопрос риторический, ведь одно дело — обозначить свою якобы оппозиционность, и совсем другое — попытаться действительно изменить бюджет.
Изменения бюджета необходимы, но не так, как это планируется (вопрос практически решён): секвестр минимум на 10%. Менять надо принципиально, обеспечивая его социальный характер. Напомню, что федеральный бюджет на 2016 год был принят в декабре 2015 года, но власти не успели осознать его последствия, как уже заговорили о необходимости изменений. Так давайте менять его! Менять так, чтобы была полноценная индексация страховых пенсий (а не только на 4% с 1 февраля 2016 года), чтобы работающим пенсионерам также были проиндексированы пенсии, чтобы индексировались в полном объёме другие социальные выплаты (материнский капитал, выплаты почётным донорам и др.).
В последние годы нас успокаивали, утверждая, что все социальные обязательства будут выполнены. Помните? Конечно, все помнят. Но сегодня эти обязательства не исполняются, и это очевидно. Чтобы Бюджет-2016 соответствовал Конституции Российской Федерации, необходимо изменить приоритеты расходов. Нельзя тратить столь огромные средства на оборону, экономя на пенсионерах. Конституция чётко определяет Россию как «социальное» государство, а не как «оборонно-охранительное». Почему же тогда приоритеты федерального бюджета на 2016 год оказались совершенно иными?
Я понимаю, что шансы на то, чтобы сделать федеральный бюджет социальным, невелики. Но нужно учитывать тенденции: с одной стороны — явное снижение жизненного уровня людей, а с другой — приоритетность расходов на оборону и сохраняющаяся неэффективность госрасходов в целом. Это неправильно и противоречит Конституции. По данным Росстата, в 2015 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 4%, а реальный размер назначенных пенсий — на 3,8%. В 2016 году с таким федеральным бюджетом снижение этих ключевых показателей будет ещё более значительным. Страна оказалась в реальности, в которой она не жила с конца прошлого века, когда уровень жизни людей серьёзно снижался.