Рутинные отчеты Росстата о процессе уборки урожая в предыдущие годы не вызывали особого интереса. Лишь время от времени я их просматривал. Однако в этом году, в свете последних событий — резкого снижения оборота розничной торговли пищевыми продуктами на 9,1% в июне по сравнению с тем же месяцем 2014 года, уничтожения антисанкционных товаров и намерения властей ограничить поголовье сельскохозяйственных животных и птицы в личных подсобных хозяйствах — внимание общественности к вопросам продовольственного обеспечения значительно возросло. Помня о том, что «хлеб всему голова», невозможно было не взглянуть более внимательно на последнюю справку Росстата «О ходе уборки урожая зерновых и зернобобовых культур на начало августа 2015 года».
На этот момент было намолочено 28,7 миллиона тонн зерна, что на 17,9% меньше, чем к началу августа 2014 года. Средний сбор зерна с гектара составил 34 центнера, что также ниже показателя предыдущего года — 35,8 центнера. При этом текущий год не характерен какими-то экстремальными климатическими условиями. Критикуем ли мы эти показатели? — Конечно, нет. Но они должны побудить к более ответственному подходу к вопросам продовольственной безопасности.
Не так давно в СССР тоже не могли и поверить, что в эпоху «развитого социализма» придется разрабатывать Продовольственную программу страны. Но до этого, к сожалению, дожили. Если кто-то полагает, что подобные проблемы остались в прошлом вместе с планово-распределительной системой, а рыночная экономика, поддерживаемая нашими природными богатствами в виде нефти и газа, гарантирует нам вечное продовольственное изобилие, тот должен помнить, что ситуация может измениться.
Взгляните на Венесуэлу, богатую нефтью — она наглядно демонстрирует, как можно столкнуться с проблемами продовольственного обеспечения, если недостаточно тщательно следить за ситуацией. Последние решения властей — расширение списка стран, к которым будет применяться российское продовольственное эмбарго, также могут усугубить проблемы с продовольствием. Это уже признает даже Аналитический центр при Правительстве РФ, который отмечает негативные последствия эмбарго для инфляции и качества продуктов.
Фактически, государственная структура указывает на плохие результаты от продовольственного эмбарго, однако мы продолжаем его расширять и углублять. Кажется, некоторые в верхах не понимают, что продовольственная проблема — это не только дефицит продуктов. Если люди вынуждены экономить на еде, это тоже является серьезной проблемой. В социалистические времена не хватало продуктов физически, а в нынешнем капитализме не у всех есть средства, чтобы их приобрести.
Голода, конечно, не будет, как не было его и в трудные годы трансформационного кризиса 90-х. Но ситуация становится все более тревожной, и хотелось бы, чтобы решения, принимаемые властями, не способствовали ухудшению ситуации.
В завершение, приведем интересные данные Росстата для тех, кто ошибочно полагает, что снижение розничного товарооборота пищевыми продуктами вызвано позитивным влиянием российских антисанкций, из-за чего люди стали меньше покупать хамона и пармезана. Вот статистика изменения продаж продуктов питания в июне 2015 года по сравнению с маем:
Снижение (-), прирост (+) продаж продуктов питания, июнь к маю, %
Продукты питания 2014 г. 2015 г.
Мясо — 1,7 −3,8
Рыба и морепродукты -1,7 -6,4
Молочные продукты, из них -5,5 -3,8
Животные масла -0,9 -7,1
Растительные масла +3,1 -3,1
Яйцо птицы -1,4 -7,2
Сахар +25 +26,4
Кондитерские изделия -2,5 -8,6
Чай -4,8 -5,8
Соль +3,1 +3,4
Хлеб и хлебобулочные изделия -2,7 -3,7
Мука +5,9 -5,4
Крупа -0,6 -3,9
Макаронные изделия +2,6 -1,5
Свежий картофель +6,2 +1,9
Свежие овощи -6,8 -2,0
Свежие фрукты +0,6 -3,3
Источник: Росстат
Очевидно, что ситуация в июне 2015 года в целом значительно хуже, чем год назад. Прирост наблюдается только у сахара, соли и свежего картофеля, что обусловлено исключительно сезонными факторами. Хамон, как вы видите, теперь не так уж и важен.