По мнению властей, кризиса в России по-прежнему нет, и поэтому представленный план стыдливо называется «обеспечение устойчивого развития и социальной стабильности в 2015 году». Однако, на международной арене, в Давосе, один из руководителей правительства уже предсказал затяжной и тяжелый кризис. Также было указано, что сейчас существует уникальная возможность для проведения структурных реформ, так как нация сплотилась вокруг своего руководства. Хотя такой оптимизм вызывает у меня определенный цинизм, не могу не отметить, что для политологов это, безусловно, интересный материал для анализа.
Теперь о содержании антикризисного плана. По существу, это повторение действий властей во время первой волны мирового финансового кризиса 2008-2009 годов: планируется раздать деньги (к счастью, пока еще есть некоторые ресурсы) — 1 трлн 375 млрд рублей, с надеждой, что цены на нефть пойдут вверх и самые страшные последствия кризиса останутся позади. Приоритеты распределения финансовых средств, как и прежде, выглядят следующим образом: банковский сектор — 1 трлн рублей, сельское хозяйство — 50 млрд рублей, промышленный сектор — 20 млрд рублей, закупка импортных лекарств — 16 млрд рублей и так далее.
Что если кризис не закончится в 2015 году? Власти уже начали признавать его затяжной характер. Следует отметить, что в плане появились предложения о налоговых послаблениях, хотя и только для малого бизнеса. Однако конкретные решения по этим льготам должны принимать региональные органы власти. На что можно надеяться малому бизнесу, если многие регионы находятся в предбанкротном состоянии, усугубленном попытками выполнить майские указания президента 2012 года? Если хотите снижать налоги, делайте это на федеральном уровне! В противном случае мы видим, что с 1 января 2015 года налоговая нагрузка значительно возросла именно из-за федеральных решений, а снижение обещают только «малышам» и только за счет региональных налогов.
Таким образом, нынешний антикризисный план — это раздача денег и обещание специфических налоговых льгот, которые не могут заменить необходимые структурные реформы, о которых так любят говорить власти. Что же нужно сделать? Во-первых, необходимо реально снижать налоги, а не увеличивать их, как это произошло с 1 января 2015 года, когда социальные страховые платежи — 5,1% стали взимать со всех зарплат, повысили акцизы, налоги на дивиденды, госпошлины и сборы за пользование водными и лесными ресурсами и т.д. Во-вторых, требуется отменить антисанкции – продовольственное эмбарго, которое причиняет больше вреда, особенно в плане инфляции.
В-третьих, необходимо пересмотреть приоритеты федерального бюджета. Увеличение оборонных расходов более чем на 30% в 2015 году по сравнению с 2014 годом в такой критический момент для экономики выглядит крайне нецелесообразным. В-четвертых, требуется «разморозить» пенсионную накопительную составляющую. В-пятых, следует отказаться от выполнения целей майских указов 2012 года. В-шестых, необходимо пересмотреть приоритеты расходования средств Фонда национального благосостояния в пользу проектов с максимальным мультипликативным эффектом.
Перечисление необходимых мер можно продолжать, но, к сожалению, формат не позволяет углубиться в детали. Необходимо помнить, что без преодоления санкций России не выйти из кризиса. Теперь главное: будут ли власти предпринимать какие-либо шаги в этом направлении? Ответ — нет! Почему? Потому что не могут, не хотят и не понимают. Именно это, наряду с низкими ценами на нефть, является гарантией затяжного характера кризиса, что и обуславливает появление антикризисных планов, неспособных переломить негативные тенденции.