В петербургском музее «Эрарта» недавно открылась выставка «Дисциплинарные пространства», которая продлится до 19 марта. Кураторы выставки исследуют тему свободы и несвободы, замкнутых сообществ и поднимают вопрос о том, не превращается ли наше общество в тотальное дисциплинарное пространство. Как отмечается в пресс-релизе, французский философ Мишель Фуко в своей классической работе, посвященной техникам надзора за человеком, выделил четыре основных типа «дисциплинарных пространств» — школа, больница, армия и тюрьма. Жизнь усложняется, методы контроля совершенствуются, а зоны пристального наблюдения за личностью продолжают расширяться. «Задача выставки состоит в том, чтобы осмыслить зоны несвободы», — отмечают организаторы.
Коллективная выставка «Дисциплинарные пространства» представляет работы более 35 современных художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Новосибирска, Омска, Уфы и Берлина. Каждый автор предлагает свой взгляд, жанр и подход к заявленной теме.
Дмитрий Локтионов. «Карантин»: Как формулировал Бродский: «одиночество есть человек в квадрате». Но когда одиночество заперто и растворено в коллективном пространстве, в социуме, предначертанном каждому вследствие общественных обязанностей, форматов влияния, насилия или случайных обстоятельств, — это уже человек в кубе. В банке. Рыбки в банке.
Егор Плотников. «Убежище №1»: Окружающие реалии социально-политической жизни перевоссоздаются в виде кафкианских фантасмагорий, фэнтэзи в технике сюрреалистического гиперреализма. Образы и трактовки коллизий порой не лишены иронии наблюдателя.
Игорь Кулик. «Московская сага»: Айдар Ишемгулов. «На посту» (скульптура) / Инна Гринчель. «Персональные данные» (шелкография): Инна Гринчель комментирует: «Идентификация личности с помощью отпечатка пальца, кроме дискурса телесности, включает всю историю отношений субъекта с системой пенитенциарной и полицейской. Пограничник на паспортном контроле обращает внимание уже не столько на очертания лица, сколько на папиллярные линии. Эти данные становятся инструментом репрессии и объектом символического присвоения системой.»
Юлия Сопина. «Дом малютки»: Страшноватая красота спелёнутого детского рая Юлии Сопиной вызывает ощущение музыкального саспенса и предчувствие нового группового разума с его непредсказуемыми проявлениями.
Андрей Сикорский. «Узник» (объект): При всей актуальности темы контроля и насилия многие художники создают произведения обобщенно, поверх времён. Однако некоторые из них работают с вполне конкретным, сегодняшним материалом.
Валерий Лукка. Из триптиха «Силовики»: Алексей Чижов: «Анонимные образы милитари (спецназ, наемники ЧВК и др.) в опиумных полях могут служить общей метафорой современного мироустройства…». Алексей Чижов. «Снайпер». Из серии «Новый порядок» / Ринат Миннебаев. «АК-47» (объект): Ринат Волигамси. «Свет»: Художники обращаются к историческим реалиям, которые всплывают у Рената Волигамсии в сепиевом подобии старых армейских фотографий и фильмов.
Андрей Сикорский. «Беломорканал» (объект) / (позади) Виктор Ремишевский. «Таблица перестукивания»: Образ жертв у Виктора Васильева предстаёт обязательным «строительным» модулем всех эпох.
Виктор Васильев. Из серии «Жертвы»: Художники пристально рассматривают, «анимируют» и новые воплощения человеческих грибниц, связанных одной цепью и контролируемых надстоящей волей. Мария Сафронова. Из серии «Офис»: Наташа Шалина. «Клетка» (объект): Коненковская пластика людей-марионеток в объекте Наташи Шалиной свойственна и персонажам её живописи. Эти «шахматные фигурки» в клетке-ящике образуют яркий символ замкнутых общественных систем.
Закрытым системам, как и прочим колоссам на глиняных ногах, когда-то приходит естественный конец. Мрачное умирание материи, брошенной человечеством, — и объект, и инструмент, не оставляющие художников равнодушными. Так Юрий Штапаков создал призрак такого «минотавра» из жести и краски. Юрий Штапаков. «Руина»: Время ожидания — неопределенных целей и сроков — назначается и длится снова и снова, бесконечно. «А всего делов-то мне было — что — проснуться!», — пел Высоцкий. Проснуться — это понять, что же хочешь ты сам, вырваться хотя бы взглядом из затверженных стереотипов и тупиков, которые определил твой социум.
Николай Симоновский. Из серии «Время ожидания»: Подробнее о выставке и её открытии можно узнать ЗДЕСЬ.