Прокуроров не любят, порой даже боятся. Однако они выполняют важнейшую функцию – защищают закон. В их полномочия входит независимость от органов государственной власти, что вызывает зависть и, возможно, создает впечатление, что они и есть власть.
Яркий пример тому – недавняя новогодняя история. В конце декабря, под покровом ночи, в Базарном Карабулаке инспекторы ДПС остановили лихача, которым оказался помощник прокурора района. По словам полиции, он был нетрезв, возвращаясь с корпоративного вечера, и не реагировал на их требования. Более того, на место происшествия незамедлительно прибыл заместитель районного прокурора Осипов А.А., который якобы «вырвал флешку из регистратора в автомобиле ДПС, угрожал увольнением и находился в состоянии алкогольного опьянения». Начальник местного отдела полиции Зелепукин А.В. сообщил об инциденте дежурному ГУ МВД России по Саратовской области.
История закончилась чередой разбирательств между ведомствами, в результате чего вдруг виновными были признаны полицейские. Позже Зелепукин признал, что сообщил дежурному «непроверенную и не соответствующую действительности информацию». Его подчиненный, инспектор ГИБДД, тоже оговорился в телефонном разговоре. Однако было поздно: история привлекла внимание федеральных СМИ. Чтобы подобные «оговорки» не стали нормой, в новом году прокуратура района провела проверку соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
Результаты проверки выявили много возмутительного, включая «изъятия DVD-дисков с признаками контрафакции в отсутствие понятых». В итоге местные инспекторы ГИБДД получили строгие выговоры. В отношении руководства МВД «Базарнокарабулакский» ограничились лишь ранее наложенными дисциплинарными взысканиями. Хороший урок: в следующий раз, возможно, подумают, кого останавливать после прокурорских корпоративов.
Кроме того, прокурорская инспекция обратила внимание на «отсутствие дорожной разметки «Зебра» у детского сада №2 «Светлячок». А, может быть, стоило бы установить «лежачего полицейского», как это сделали перед зданием областной прокуратуры?
Обращает на себя внимание, что к автомобилям прокуроров и их поведению на дороге у общества существует нездоровый интерес. Они обвиняются в установке на служебные автомобили «аристократических» номеров, их машины любят парковаться в неположенных местах, что привело к жалобам прокурора Сергея Тюклина на СМИ за якобы разглашение «персональных данных». Суд не поддержал его и прекратил административное производство. Прокурорам стоит быть более ответственными на дороге.
Не без инцидентов. В Аткарске пьяный угнал «Инфинити» и, будучи задержанным, вызвал брата, который напал на полицейских. Вопрос: зачем на место происшествия приезжает помощник прокурора, знакомый с подозреваемым? Непонятно. Другой прокурор, владелец «Инфинити», нарушил правила и был осужден на год и шесть месяцев ограничения свободы. Однако в январе его амнистировали, как и других известных личностей.
Тема прокурорской собственности также интересна. Злые языки утверждают, что она порой приобретается не на служебные оклады. Проверить это сложно, так как прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от госвласти. Даже когда возникают поводы для проверки, рутинные декларации сотрудников остаются без внимания.
К примеру, полтора года назад саратовская полиция задержала членов «игорной ОПГ» с годовым доходом 102 миллиона рублей. Имена прокурорских работников, вероятно, получивших «благотворительную» помощь от них, в документах не упоминались. Работы у прокуроров действительно непростые и иногда опасные, но это не может служить оправданием для их «шалостей».
Не завершено и дело о «возможном участии» зампрокурора Татищевского района в незаконной охоте, жертвами которой стали «три особи дикого кабана». В суд передали обвинительное заключение о причинении вреда здоровью замглавы администрации Новобурасского района, где сказано, что охотники выполняли «должностные обязанности по отстрелу бродячих собак и кошек». Тем не менее, документ вызывает вопросы о профессионализме, особенно когда его авторы, возможно, писали его после корпоративной вечеринки.
Писатель Михаил Веллер поднимает вопрос о вреде употребления грибов для «расширения сознания». В конце года среди школьников провели конкурс сочинений на тему профессии прокурора. Один из них написал, что «намного лучше быть прокурором, чем врачом или учителем». Согласимся, вероятно, он прав. Как говорил Жванецкий, в нашей стране принцип «что охраняешь, то и имеешь» работает безотказно.
Наша прокуратура охраняет закон, но что делать тем, кому не повезло носить мундиры? Таких людей развращают, подрывают веру в правосудие, когда очевидные преступники избегают наказания, а прокурорские работники «крышуют» казино и нарушают правила на дорогах. Те, кто олицетворяет закон, делают все, чтобы убедить граждан в том, что соблюдать его не следует.