Архипелаги коммунизма — ОзерЛАГ

(из архивного цикла «Цена бесплатной пайки»)

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в далеком 1932 году — заключенными ОзерЛАГа (Тайшет). Рождение западного участка БАМа предопределило появление в Тайшете двух лагерей ГУЛАГа — Тайшетлага и Южлага. В 1949 году на их базе возник особый лагерь — Озерлаг. В городе до сих пор сохранились здания, возведенные руками людей, на долгие годы заклейменных печально известной 58-й статьей УК СССР — «Антисоветская агитация и пропаганда».

Среди заключенных Озерлага было очень много известных людей: Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Крюков, его жена, всенародно любимая певица Лидия Русланова, генерал-майор Александр Тодорский, дочери атамана Семенова, жена и дочь поэта Пастернака, жена Бухарина и другие. Озерлаг был самым большим лагерным комплексом в СССР. Одновременно здесь содержалось до 40 тысяч человек. Он был разбит на лагерные пункты, разбросанные от Тайшета до, тогда еще районного села, Братска. Всего в России было создано шесть подобных учреждений.

В Озерный свезли осужденных по 58-й статье из Норильска, Красноярска, Магадана. Место выбрали «удачно»: здесь царили сырость и гниль. Попавшие сюда впервые постоянно мучались простудными заболеваниями. Из-за страшных ветров лица заключенных были обмороженными. Погодные условия приводили обувь и одежду в негодность.

В течение 1954 года в Озерный лагерь стали прибывать этапы невольников, принимавших участие в лагерных восстаниях того времени. Весной 1954 года из Владимирской тюрьмы в Озерлаг этапировали 450 «активных участников массовых неповиновений администрации» в Речном и Горном лагерях.

У нас в бригаде был один приблатненный с Колымы. Он отнимал у работяг посылки, и все его ненавидели. По-видимому, за воровство или от мороза на севере, у него были отрублены или ампутированы все пальцы на обеих руках. Был и у меня с ним конфликт, мы подрались. Я был тогда молодой, не терпел несправедливости. Он затаил на меня злобу. За убийство тогда только добавляли срок, и блатные этим пользовались. Он однажды ночью собирался зарезать несколько человек, в том числе и меня (как это выяснилось потом, он это высказал нашему бригадиру).

В число намеченных жертв попал и бывший советский разведчик. Не знаю, по-видимому, этот блатной надоел и самому бригадиру, и он о намечавшемся убийстве рассказал разведчику. Тот подкараулил его в сушилке и задушил шнурком.

Сотни голых людей проходили мимо МГБешного врача, который ничего не предпринимал, кроме беглого взгляда по ягодицам. Если у заключенного все еще оставалось мясо на ягодицах, то такого человека записывали в первую категорию, означавшую полный рабочий день в тайге. Я получил третью категорию — завершение длительных переходов на работу и обратно, наиболее изматывающей частью ежедневного лагерного ритуала. Диагноз врача гласил: «Элементарная дистрофия», цинга и пеллагра. Дистрофия проглядывалась четко, так как ноги выходили буквально из ягодиц, и я был очень ослабленным и весил не более пятидесяти килограмм.

© Иосиф Лернер

Оцените статью
Ритм Москвы