(из архивного цикла «Цена бесплатной пайки»)
Когда однажды пробьет час непредвзятого исследования русской истории и выяснится число уничтоженных, заключенных в лагеря, изгнанных и сосланных людей, мир не поверит ни глазам своим, ни ушам. © Иван Ильин
Краслаг
Это слово свербит
Острой болью в висках
От него не уйти
И спустя десятилетья
Будет сниться барак
И таежный дальняк
Далеко далеко
Далеко в междуречье
Краслаг © Алексей Яцковский
Краслаг (Красноярский ИТЛ, его не следует путать с Краслагом Енисейстроя) — это типичный лесоповальный лагерь, образованный в начале 1938 года одновременно с такими аналогичными лагерями, как Унжлаг, Вятлаг, Усольлаг и Севураллаг. Управление Краслага находилось в Канске, а в 1946 году (фактически в 1948) было перенесено на станцию Решоты (поселок Нижняя Пойма), где и располагается поныне как Управление п/я У-235.
Лагерные пункты Краслага были разбросаны по нескольким районам юго-восточной части Красноярского края. Как и во всех лесоповальных лагерях, лагпункты Краслага были невелики: по 600-800, редко более 1000 заключенных. С 1938 по 1939 год и в период с 1941 по 1945 годы узников косили голод, пеллагра и дизентерия. В эти периоды среднегодовая смертность могла достигать 7-8%.
Первые этапы пришли в Краслаг из тюрем Приморья, Хабаровска, Читы и Украины (из Донбасса, Днепропетровска, Харькова, Киева, а также, возможно, из Крыма), затем из тюрем Казахстана (в частности, из Алма-Аты и Семипалатинска). Позднее, в 1939 и 1940 годах, в Краслаг прибыли этапы из Ленинграда и средней России. Во всех этих этапах преобладали политзэки.
Летом 1941 года в Краслаг прибыло множество литовских граждан, арестованных в основном с 13 по 19 июня 1941 года. Значительная часть из них погибла в 1941-1942 годах. Только в конце 1942 и начале 1943 года их «оформили» особым совещанием, что привело к посмертным осуждениям многих литовцев. Большинство из них получили сроки от 5 до 10 лет, а часть была осуждена к «высшей мере наказания» и расстреляна в Канской тюрьме.
В январе 1942 года в Краслаг загнали несколько тысяч поволжских немцев, попавших в ссылку. У них не было статей и сроков. Всё это называлось «трудармия». Немцы размещались в отдельных зонах, так называемых «отрядах». Существовали те же условия: колючая проволока, вышки, конвой, бараки, пайки и нормы, а также пеллагра и дистрофия. Однако в этих «трудармейских» зонах действовали партийные и комсомольские организации, правда, без права приёма.
Немцев выпустили из Краслага в 1946 году, разумеется, обратно в ссылку. Во второй половине 40-х годов в Краслаг приходили этапы из Львова и других тюрем Западной Украины, включая большие женские этапы. Были также значительные этапы из тюрем Минска и Орши. В этих этапах также доминировали политзаключенные.
В 1949-1950 годах основную часть политзаключённых отправили из Краслага в «особые лагеря»: Песчанлаг и Степлаг (в Казахстане). Однако и после этого в Краслаг продолжали поступать новые политзэки. Даже после 1956 года там оставались политзаключенные, хотя их количество было невелико. К 1950 году через Краслаг прошло свыше 100 тысяч заключённых, из которых, по оценкам, не менее половины составляли политические заключённые.
