Архипелаги коммунизма — Соловки

(из архивного цикла «Цена бесплатной пайки»)

Опыт Соловков был успешно повторен эсэсовцами в концлагере Освенцим. Концентрационные лагеря для «классовых врагов» были созданы в различных городах Советской России в 1918 году, с началом Красного террора. Концентрационный лагерь в Холмогорах появился в 1920 году по личному указанию Ленина. В 1923 году был основан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В 1920-х годах в советских лагерях был введен принудительный труд заключенных, а после создания специального ведомства — ГУЛАГа, такие лагеря стали важной частью системы содержания заключенных.

Согласно рассказам, уже в 1920 году на островах действовал лагерь принудительных работ, насчитывавший триста пятьдесят человек вместе с конвоем — это был первый исправительно-трудовой лагерь послереволюционной России. (В.В. Скопин «На Соловецких островах»).

«В северную группу лагерей вошли Архангельский, Котласский, Соловецкий, Сыктывкарский, Пинюгинский, Устьвымский и Ухтинский лагеря. Кроме того, под управление управления попала особая вайгачская экспедиция (о. Вайгач). В этих лагерях тогда находилось около 22 тысяч человек, осужденных за контрреволюционную деятельность.» (Автор неизвестен. МВД России — 200 лет. Щит и меч, Москва, 01.08.1997).

«Из многих десятков советских концентрационных лагерей Соловецкий по праву мог считаться самым суровым, и он овеян страшной славой. Находясь на островах Белого моря, на линии северного полярного круга, он был оторван не только от законов страны, но и дразнил все законы человечности. Нигде не погибло столько жизней, нигде не был сильнее террор и откровеннее произвол, нигде не ощущалась такая беззащитность заключенного, как на Соловках. «Остров пыток и смерти» — так его называли белые офицеры, бежавшие за границу в 1925 году, и это название не было поэтическим преувеличением…» (Борис Солоневич. Молодежь и Г.П.У. Жизнь и борьба советской молодежи. Издательство «Голос России». 1937).

Подавление и унижение личности были повседневностью. Новички чаще всего испытывали на себе жестокие традиции: «В первые же часы на Соловках новички могут столкнуться с шутками, когда их сначала разделяют, а затем обрабатывают с помощью швабры, макающей в бочку с зеленым мылом; затем их сталкивают по наклонной доске или лестнице, и там, внизу, третий окатывает ведром воды, а четвертый выталкивает в одевалку, куда их вещи уже сброшены сверху.»

Секрета не было и в жестокости, применяемой к заключенным: «Мучеников заворачивали в мешок, привязывали к бревну и сбрасывали с адской лестницы длиной в 365 ступенек.» Когда женщин-преступниц привозили в лагерь, их отправляли в баню, где раздетых смотрели, как на товар. Осмотр «на вшивость» был обязательным, независимо от наличия воды. Затем мужчины-работники лагеря становились по обеим сторонам узкого коридора, а вновь прибывших женщин пропускали по этому коридору голыми, и не всех сразу, а по одной. Затем решалась судьба каждой…» (из воспоминаний узниц ГУЛАГа).

На въезде в лагерь висела огромная вывеска: «Кто не был — тот будет! Кто был — не забудет!» Принуждение женщин-заключенных к сожительству стало обычным делом в ГУЛАГе. «Старосте Кемского лагеря Чистякову женщины не только готовили обед и чистили ботинки, но даже мыли его. Обычно отбирали наиболее молодых и привлекательных.» Все женщины на Соловках делились на три категории: «рублёвая», «полурублёвая» и «пятнадцатикопеечная». Если кто-то из лагерной администрации просил молодую симпатичную каторжанку, он говорил охраннику: «Приведи мне «рублёвую»… Каждый чекист на Соловках имел от трех до пяти наложниц. Помощник Кемского коменданта Торопов в 1924 году учредил в лагере настоящий гарем, ежедневно отбирая по 25 женщин для обслуживания красноармейцев, охранявших Соловки. Говорили, что солдаты были настолько ленивы, что арестанткам приходилось застилать их постели… Женщины, отказавшиеся от такого положения, автоматически лишались «улучшенного» пайка и вскоре умирали от дистрофии или туберкулеза.» © Владимир Кузин

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы