Недавно я снова столкнулась с обращением «мамочка» в свой адрес. Хотя это произошло в интернете, впечатление осталось неприятным. Почему в России до сих пор отсутствует уважительное обращение к женщине? К мужчине, кстати, тоже. Ушли в прошлое старомодные «барышня», «сударыня» и даже «голубушка». Не укоренились (к счастью) «гражданка» и «товарищ». А нового ничего не появилось. У нас нет современной культуры обращения, нет четких правил этикета.
Как сегодня принято обращаться к женщине? «Девушка», «женщина» (здесь всё зависит от глазомера и совести) или – «мамочка». Это последнее обращение, наверное, стало привычным для каждой российской женщины с детьми. Как только вы, полная надежд, приходите вставать на учет в женскую консультацию, сразу становитесь «мамочкой» на ближайшие семь лет. Удобно, но не для вас.
Своё имя вы услышите только тогда, когда ребенок пойдет в первый класс. На приеме у гинеколога вы снова будете «мамочкой», в роддоме – тоже «мамочкой». На приеме у педиатра возможен даже вариант «мамаша», если не будете слушаться тетю-доктора. И только когда ваше чадо начнет учиться, вам снова напомнят о вашем имени – иронично, но от учителя.
Если у вас нет детей и вы не частый гость в детских учреждениях, придется балансировать между «девушкой» и «женщиной». Обращение «девушка» – самое нейтральное и приятное из того скудного запаса, что у нас есть. Но этот лед очень тонок. К «девушке» мы быстро привыкаем и расслабляемся. А зря! В один прекрасный день в очереди услышим: «Женщина, вы последняя?». Напрасно будем искать ту самую женщину. Потому что подразумевается именно мы! И поспорить не с чем. Ну а кто я в 35 лет с двумя детьми? Женщина, конечно. Но настроение будет испорчено. Не зря в Чехии обращение «женщина» считается оскорбительным.
В этот переходный период между девушкой и женщиной я переехала с семьей в Германию, где стала фрау или леди в некоторых кафе или ресторанах. «Леди» – всегда комплимент от заведения, и это приятно. Для воспитателей в саду я тоже Frau Sai и никак иначе.
Однако стоит мне вернуться на родину, первое, что я слышу, – «женщина, ваш паспорт, пожалуйста». Уж лучше бы я была сударыней или голубушкой, ей-богу.