Патриарх Кирилл и царские останки

26 июля патриарх Кирилл сделал сенсационное заявление о том, что Русская православная церковь (РПЦ) может вернуться к обсуждению подлинности останков царской семьи. «Я бы хотел сказать об очень важной информации, которая поступила к нам из Нью-Йорка и связана с обстоятельствами кончины царской семьи. Полагаю, что эти обстоятельства помогут нам определить свою позицию, в том числе, по делу так называемых «екатеринбургских останков». Я представлю вам соответствующие материалы, мы должны будем это обсудить и принять необходимое решение», — заявил он.

В 90-е годы церковь занимала совершенно другую позицию: подлинность останков РПЦ не признавала. Я был председателем комиссии по захоронению останков Николая II, членов его семьи и приближенных и могу доподлинно рассказать, как все было. В процессе работы были проведены многочисленные генетические экспертизы обнаруженных под Екатеринбургом останков. В России экспертизу проводили в Институте общей генетики им. Вавилова, а за рубежом аналогичные исследования осуществлялись в США, Австрии, Канаде и Великобритании. Все эти экспертизы неопровержимо доказывали подлинность останков.

Сбором материалов и расследованием обстоятельств убийства царской семьи занимался старший следователь СКР Владимир Соловьев. В нашей комиссии были представители Русской православной церкви, в частности, митрополит Ювеналий. Церковь не могла публично отмахнуться от заключений ученых. Митрополит Ювеналий также не высказывал никаких возражений против мнения ученых на нашей комиссии. Однако уже весной 1998 года Синод Русской православной церкви заявил о сомнениях в подлинности останков, и церковь официально не принимала участия в захоронении царской семьи.

Тем не менее, похороны состоялись 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, в фамильной усыпальнице династии Романовых. Они были приурочены к 80-й годовщине расстрела царской семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Почтить память пришли многочисленные потомки Романовых со всего мира, президент Борис Ельцин, академик Дмитрий Лихачев, композитор Мстислав Ростропович и десятки тысяч соотечественников.

Исключительную роль в том, чтобы Ельцин принял участие в церемонии захоронения, сыграли великие люди — Лихачев и Ростропович. Именно они убедили Ельцина приехать, что было абсолютно правильно. Русская православная церковь заняла явно конъюнктурную позицию, главная цель которой — не допустить внутрицерковного конфликта. Дело в том, что Русская зарубежная православная церковь категорически не хотела признавать подлинность останков и ее иерархи утверждали, что останки давно находятся в Брюсселе. На наше предложение провести генетическую экспертизу брюссельских останков Зарубежная православная церковь ответила категорическим отказом.

Сейчас, когда Зарубежная церковь и РПЦ объединены, проблема внутрицерковного конфликта не стоит так остро. Патриарх Кирилл, на фоне бесконечных скандалов касательно его стяжательства и роскошной жизни, имеет шанс сделать благое дело — признать очевидное: останки подлинные. В Петропавловском соборе покоится последний русский император Николай II и его близкие.

Оцените статью
Ритм Москвы