Академик Сахаров — человек мирового масштаба. Он один из тех немногих, кто изменил мир в двух сферах. Как создатель водородной бомбы и теории управляемого термоядерного синтеза, он оказал значительное влияние на ядерную физику и мировой порядок. Как великий гуманист и правозащитник, он сыграл ключевую роль в демонтаже коммунистической системы как в Советском Союзе, так и за его пределами.
Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Андреем Дмитриевичем. Один из таких разов стал возможность взять интервью, посвященное проблемам атомной энергетики. Долгие годы Сахаров провел в ссылке в Горьком, в микрорайоне Щербинки, а всего в нескольких километрах от него коммунистическая власть начала строительство атомной станции теплоснабжения. Это был уникальный проект — была решена задача построить ядерную котельную вблизи города-миллионника.
Идея заключалась в том, чтобы пропускать воду через теплообменники ядерного реактора, нагревать ее и обеспечивать горячей водой и теплом население. По сути, мирный атом должен был прийти в каждый дом. Однако, многим жителям города, в том числе и мне, эта идея казалась крайне опасной. В конце 1986 года, после Чернобыля, развернулось массовое движение против ядерной котельной, и я стал одним из его лидеров.
Позиция Сахарова была крайне важной для разрешения ситуации. Впервые в своей жизни я выступил в качестве журналиста, и 13 октября 1988 года в газете «Ленинская смена» было опубликовано мое интервью с А.Д. Сахаровым под названием «Мы не вправе держать людей в страхе». По цензурным соображениям в печать не попали его размышления о политзаключенных, о ситуации в Нагорном Карабахе и других горячих точках. Не была опубликована также фотография, сделанная Николаем Машковым во время интервью.
Что следует из этого интервью:
- Сахаров не являлся противником ядерной энергетики.
- Он считал строительство наземных станций крайне опасным и предупреждал о рисках, связанных с вооруженными конфликтами, террористическими актами и природными катаклизмами, которые могут угрожать жизни миллионов людей.
- Сахаров предлагал строить атомные станции под землей, чтобы устранить серьезные последствия для судеб людей. В случае аварии шахта, где находится станция, могла бы быть засыпана бетоном.
В конце интервью Сахаров отметил, что если бы он был главой города, он бы не допустил строительство станции. Его последние слова были: «Я целиком на вашей стороне». Если бы человечество прислушалось к совету Сахарова о подземных станциях, трагедии Фукусимы можно было бы избежать.