Сегодня состоялась встреча представителей российской оппозиции с вице-президентом США Джозефом Байденом. От «Солидарности» присутствовал Гарри Каспаров, от «Солидарности» и Партии народной свободы — я, от Партии народной свободы — В. Рыжков, от «Яблока» — Г. Явлинский, от коммунистов — Н. Останина, от «Справедливой России» — О. Дмитриева, от «Правого дела» — Л. Гозман.
Встреча началась с часовым опозданием, так как Байден перед нами встречался с Путиным, а Путин, как известно, вовремя ничего не делает.
Тем не менее, дискуссия продолжалась полтора часа, и Байден явно не хотел уходить. Это старейший американский политик, который еще с Брежневым встречался и знал Джексона и Веника лично, а не только их опостылевшую всем поправку, вводящую санкции против России.
Обсуждение было живым и откровенным. Рыжков, Каспаров и я предложили отменить все экономические санкции против России, а вводить санкции исключительно против коррумпированных чиновников, нарушающих российскую Конституцию, законы и международные обязательства страны. В списке, озвученном Рыжковым, фигурируют В. Сурков и В. Якеменко.
Кроме того, поскольку Россия и США являются членами ОБСЕ, это означает, что предстоящие выборы в России должны проходить под контролем международных наблюдателей. Мы предложили организовать долгосрочный мониторинг прямо сейчас, начиная с весны. Дело в том, что фальсификации на выборах начинаются задолго до дня голосования, и состоят они из следующих моментов:
- Политически мотивированные нерегистрации оппозиционных партий и кандидатов;
- Тотальная цензура на телевидении, включая «черные списки» запрещенных к показу оппозиционеров;
- Снятие с выборов уже зарегистрированных кандидатов и партий;
- Непосредственная фальсификация во время предварительного голосования и в день голосования.
Гарри Каспаров передал Байдену список политических заключенных, включающий, наряду с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, большое число активистов оппозиционных движений, оказавшихся за решеткой. Байден живо реагировал и задавал массу вопросов. Его интересовали детали технологий фальсификации и давления на оппозицию.
Будучи многократно избранным, он отлично знает, насколько важна политическая конкуренция и сменяемость власти. В конце встречи Байден заметил, что на месте Путина он бы ни за что не пошел в 2012 году на президентские выборы, потому что это плохо и для страны, и для него самого.