Интереснейшие явления происходят в Ярославской области. Область зачищают и готовят к внешнему управлению. Зачем? На мой взгляд, отрабатывают механизм удержания власти таким способом. Эта модель может стать примером для остальной России.
Все началось в 2011 году, когда область показала худший в стране результат партии. Затем последовала громкая победа Е. Урлашова над той же партией, но вскоре его посадили. После этого состоялись организованные выборы под контролем взяточника Васильева, итогом которых стал чеченский результат Единой России в Ярославле — 80% мест в Думе. Это происходит в регионе с традиционно оппозиционными настроениями.
Несмотря на «триумф» партии, посадки продолжились. Под арестом оказался видный единоросс Ласточкин, который накануне выборов мэра Рыбинска получил 80%. В итоге стали сажать и чиновников мэрии Ярославля. За последние дни закрыли троих, и сейчас под арестом уже 8 высокопоставленных чиновников. Это только начало.
Пейзаж уникальный для России: мэров двух крупных городов области сажают, а председателя облизбиркома ловят с поличным за взятку в 5 миллионов рублей. Но этого Кремлю мало. Чтобы всем стало очевидно, что область нуждается во внешнем управлении, её ведут к финансовому краху.
Долги бюджета достигают 20 миллиардов рублей (что составляет 17 тысяч рублей на одного жителя) и, по оптимистичным оценкам, удвоятся за три года. К 2016 году долг на каждого жителя может достичь 35 тысяч рублей и превысить 40 миллиардов рублей. При этом занимают средства не для развития, а для выживания, чтобы не допустить массового закрытия школ, больниц и детских садов.
Всем очевидно, что область, как и другие регионы России, без изменения межбюджетных отношений не сможет выполнить свои социальные обязательства. При этом Ярославская область не самая худшая по финансовому состоянию. Есть регионы, где долги превышают годовой бюджет — такие как Чукотка и Мордовия. В Белгородской области долги составляют более 80 процентов от бюджета.
В ближайшие годы региональные долги будут стремительно расти. Если к 2013 году общий долг регионов составит 2 триллиона рублей, то к 2016 году он может достигнуть 4 триллионов. Только обслуживание этого долга обойдется стране в 400 миллиардов рублей, что сопоставимо с федеральными расходами на здравоохранение и образование.
В Ярославской области выплаты по долгам могут сравняться с затратами на ремонт и строительство дорог. Модель финансовой вертикали власти обанкротилась. Путинские 65% налогов, направляемых в центр, и 35% — в регионы, привели к деградации и застою.
Когда я предложил в Ярославской Думе пересмотреть межбюджетные отношения, местные единороссы устроили саботаж. Они выглядят убого и трусливо, как типичные предатели области, и многие из них это понимают. Я не думаю, что они приняли решение саботировать пересмотр отношений с центром самостоятельно. Уверен, что их заставили, опустили и нагнули.
Сначала на комитете по бюджету они поддержали идею обращения к президенту по поводу пересмотра межбюджетных отношений и поручили мне доработать документ совместно с правительством области. Письмо оказалось аналогичным тому, что предлагал губернатор Лисицын, обещая области дополнительные 5 миллиардов рублей для ремонта дорог и повышения качества здравоохранения. Однако в пятницу Правительство неожиданно отказалось от согласованного документа, и комитет проголосовал против.
В планы Кремля улучшение финансовой ситуации в области не входит. Банкротство и внешнее управление для них предпочтительнее. Можно прислать питерского или еще какого-нибудь урода-опричника и забыть про столицу Золотого Кольца. А зачем это местным единороссам, непонятно. Они выйдут из ситуации трусами и холуями, предавшими область, и еще могут получить «пинок» от нового губернатора.