Министр экономики Алексей Улюкаев в интервью заявил, что экономика России перешла из рецессии в стагнацию. В простых словах это означает, что он, неоднократно информировавший о прохождении экономикой дна и начале роста, теперь констатирует, что экономика застряла на этом самом дне.
Как профессиональный экономист, наблюдая за происходящим, я не могу сдержать улыбку от этих макроэкономических гаданий, статистических упражнений и игры в определения. Неужели ещё не осознали, что экономика России находится в глубоком системном кризисе? Это кризис модели развития, выбранной в середине нулевых, которая опиралась на тотальное огосударствление экономики, подавление частной инициативы и сырьевой экспорт.
Эра золотого дождя нефтедолларов подошла к концу. Новые энерготехнологии и достижения развитых стран в области энергосбережения, скорее всего, будут все больше снижать спрос на российские традиционные углеводороды. Возможность кардинального изменения социальной и экономической политики назрела давно.
Пока власти не обеспечат реальную защиту частной собственности и не создадут благоприятный предпринимательский климат, экономика будет продолжать барахтаться, в лучшем случае, около нулевых темпов роста. Министры же будут напряженно ожидать очередных статистических данных – произошли ли чудесные изменения, вырос ли ВВП на 0,1%, или он по-прежнему падает на 1%. И продолжат заниматься академическими упражнениями на тему: у нас ещё рецессия или уже стагнация.