В рядах оппозиции развернулась дискуссия о стратегии поведения на предстоящих выборах в Госдуму, которые пройдут в декабре. Ни одна действительно независимая партия не допущена к выборам, что ставит вопрос «что делать?» в повестку дня не только «профессиональных оппозиционеров», но и всех сознательных граждан.
Я рад, что такая дискуссия началась, и призываю всех участвовать в ней или хотя бы следить за происходящим. К сентябрю мы должны подвести итоги и, по возможности, принять консолидированное решение. Моя позиция ясна и многократно озвучивалась: Единая Россия – это партия жуликов и воров. Приходите на выборы и голосуйте за любую партию, за исключением Единой России. Эта стратегия создает максимальные проблемы для власти и превращает в союзников всех активистов, кроме партии ЖиВ.
Стратегия, получившая название «вариант Навального», активно обсуждается, однако я не претендую на авторство. Это довольно очевидная идея, высказанная многими до меня. Вопрос о том, что делать на выборах, обсуждается и в «Солидарности», а также можно ознакомиться с мнением Леонида Волкова из «Парнаса». Насколько мне известно, входящая в «Парнас» Демвыбор уже официально поддержала стратегию «приходи на выборы и голосуй за любую партию, против ЕР».
Я внимательно слежу за обсуждениями в националистических движениях, и, хотя формальных решений там пока не принято, создается ощущение, что ДПНИ, РОД и ряд других организаций поддержат именно этот вариант. Я еще не раз вернусь к этой теме, а сейчас хочу обратить внимание всех, кто любит «хорошенько разобраться», на статью одного из лучших экспертов в области выборов Александра Кынева. Этот материал требует вдумчивого чтения, но предоставляет отличное представление о динамике голосования за Партию Жуликов и Воров, что важно для нашего дальнейшего противодействия.
Самая катастрофическая ситуация для «единороссов» наблюдалась в Свердловской области на выборах облдумы: 39,8% (в 2007 году было 62%, то есть минус 22%). На выборах облдумы 2 марта 2008 года они набрали 58,43%, что показывает падение почти на 20%. Схожие тенденции были зафиксированы в Республике Алтай (минус 25%), Курганской области (минус 23%), ЯНАО (минус 15%) и Хабаровском крае (минус 13%). Меньшее падение было зафиксировано в Калужской и Рязанской областях (8% и 6% соответственно).
Единственным регионом, где в марте 2010 года «Единая Россия» показала прирост по сравнению с 2007 годом, стала Воронежская область (62,55% вместо 57,5%). Смена крайне непопулярного губернатора В.Кулакова на более известного А.Гордеева дала свои плоды, но есть много вопросов к проведению голосования и подсчету. Конец 2010 года для партии власти выглядел более оптимистично: 10 октября падение сократилось до 5-6% (Костромская, Магаданская, Челябинская области). Однако результаты «выборов» в Верховный хурал Тывы, где «Единой России» присудили 77,4% голосов, вызывают вопросы.
Подозрительно похож на результаты выборов Госдумы процент «Единой России» в Белгородской области составил 66,2% (в 2007 было 65,4%). Худшими выборами ЗС оказались результаты «Единой России» в Новосибирской области, где зафиксировано падение примерно на 14% (с 59% до 44,8%). Однако за оптимистичным концом 2010 года последовал март 2011 года, показавший дальнейшее ухудшение ситуации для ЕР.
Главной зоной ухудшения стали области Центральной России, которые до этого снижали результаты партии власти значительно меньше, чем регионы Сибири, Урала и Дальнего Востока. Это напоминает предыдущие случаи, когда центральнороссийская глубинка реагировала на общероссийские электоральные тренды с некоторым запозданием. Не исключено, что выборы 13 марта 2011 года стали примером «электоральной волны», дошедшей до Центральной России с востока. На последних перед федеральными выборами региональных выборах результаты «Единой России» упали во всех регионах, кроме откровенно фальсифицированных итогов по Тамбовской области, где ЕР выросла с 59,8% до 65,1%. В шести регионах снижение составило 16–20%, а в двух – более 20%.
Таким образом, выборы 2008-2011 годов прошли в какой-то мере волнообразно, напоминая гофрированную доску, наклоненную вниз.