В последние дни активно обсуждаются грандиозные суммы, выделенные на подготовку к саммиту АТЭС. Напомню, общая сумма расходов составляет 679,3 млрд рублей. Вместо того чтобы повторять известные факты, давайте взглянем на то, как именно были использованы эти средства. Мы постараемся оценить, насколько эффективно были освоены 21 миллиард долларов, по данным Минрегионразвития, которые уже были переданы подрядным организациям и освоены более чем на 96%. Обоснованы ли эти затраты или это простой волюнтаризм в духе Хрущёва с его экспериментами?
На официальном сайте саммита указаны построенные объекты. Начнём с них:
1) Реконструкция аэропорта «Владивосток»:
- a) Новый аэровокзальный комплекс с площадью около 60 000 кв. метров и пропускной способностью до 1 700 пассажиров в час. Сметная стоимость: 4,0 млрд рублей ($ 122,8 млн).
- b) Реконструкция аэродромной инфраструктуры с общим финансированием 14,285 млрд рублей ($ 438,6 млн).
- c) Техническое перевооружение систем УВД и РТОП аэропорта. Стоимость: 387,2 млн рублей ($ 11,8 млн).
2) Реконструкция и строительство автомобильных дорог:
- a) Мостовой переход через бухту Золотой Рог. Сметная стоимость: 16,1 млрд рублей ($ 494,3 млн).
- b) Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный – 32,2 млрд рублей ($ 988,7 млн).
- c) Автомобильная дорога от посёлка Новый до бухты Патрокл. Стоимость: 29 млрд рублей.
- d) Реконструкция дороги «Кневичи» — федеральная дорога Хабаровск — Владивосток. Сметная стоимость: 0,4 млрд рублей за 9 км.
3) Морской фасад Владивостока:
- a) Грузовой терминал для обеспечения объектов саммита на острове Русский. Мощность – 3 млн тонн в год.
- b) Причалы Владивостокского морского порта. Стоимость не уточняется.
4) Реконструкция общежития МГУ им. Невельского во Владивостоке.
5) Строительство Дальневосточного федерального университета: сумма – 41,7 млрд рублей ($ 1,28 млрд).
6) Строительство гостиниц на материке Владивостока: 7,52 млрд рублей ($ 222,6 млн).
7) Строительство театра оперы и балета: 2,5 млрд рублей ($ 76,7 млн).
8) Развитие коммунальной инфраструктуры:
- a) Строительство объектов водоснабжения из подземных источников Пушкинского месторождения. Сметная стоимость: 6,8 млрд рублей.
- b) Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации. Стоимость не указана.
9) Строительство и реконструкция объектов энерго- и теплоснабжения: стоимость не указана.
10) Мероприятия по развитию системы связи и телекоммуникаций: стоимость работ также не указана.
Подсчёты показывают, что общая стоимость всех объектов, для которых указаны цены, составляет 180,6 млрд рублей. И это вызывает вопросы: где же остальные средства? 498,73 млрд рублей? Может, они были потрачены на объекты энерго- и теплоснабжения или другие инфраструктурные объекты, но даже в этом случае возникает вопрос: на что конкретно ушли средства?
Что касается суммы в 180,6 млрд рублей – это примерно $ 5,54 млрд. Вопрос стоит не только в количестве расходов, но и в их целесообразности. Некоторые объекты действительно необходимы, например, модернизация аэропорта и коммунальные услуги. Однако строительство дорог и мостов на острове Русский, по моему мнению, вызывает сомнения в целесообразности. Кому нужна рассыпающаяся трасса за 694,3 тыс. рублей за метр? Кому нужен театр за 2,5 млрд рублей в городе с ограниченным населением? Нужны ли Владивостоку такие гостиницы, если нет гостей, готовых в них остановиться?
Эти вопросы требуют ответа. Суммы, выделенные на саммит, должны служить интересам граждан, а не становиться причиной для коррупционных скандалов.
