Николай Ляскин : Нужны ли жителям инициативы мэрии?

В последнее время в Москве наблюдаются процессы, которые, по словам мэрии, направлены на улучшение жизни жителей. Однако суть этих инициатив остаётся непонятной. К таким действиям можно отнести укрупнение поликлиник и школ. Говорят, что мэр Собянин перенёс эти идеи из Тюмени, где ему нравилось заниматься укрупнением и слиянием. Эти темы требуют более глубокого анализа, и если у вас есть мысли по этому поводу, пишите на почту lyaskin.mgd.2014@gmail.com.

Сегодня хотелось бы обсудить инициативу, созданную, как утверждается, для родителей школьников — управляющие школьные советы. Сама идея управляющих советов появилась в России ещё до революции. Она начала входить в нашу жизнь при Борисе Ельцине. Однако тогда «попечительские советы» не имели значительного успеха. Несколько лет назад при поддержке Министерства образования РФ были созданы Управляющие советы при школах, в задачи которых входят:

  • Установление режима занятий обучающихся, определение времени начала и конца занятий, а также контроль над качественным проведением обучения и безопасностью детей в школе;
  • Согласование и утверждение бюджета школы на будущий год и смет бюджетного финансирования;
  • Привлечение внебюджетных средств для школы;
  • Прослушивание отчётов директора о расходах.

Как видно из этого перечня, у Управляющего совета имеются значительные полномочия, что делает этот орган важным в системе управления школой. В состав совета, как предполагается, входят лица следующих категорий: основное место отводится родителям (их должно быть более половины), остаток распределяется между учениками, преподавателями и работниками школы.

Однако после того, как в Совет стали приходить активные родители, требующие отчетности и стремящиеся рационально использовать свой голос для улучшения школьной жизни, их квоты резко уменьшились. В итоге в Совете осталось около трети родителей, в то время как количество преподавателей и работников возросло. Как известно, управлять преподавателями проще, чем родителями.

В 2010 году в Высшей школе экономики обсуждалась тема государственно-общественного управления в образовании. Тогда руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления Сергей Косарецкий и заместитель директора Центра образования № 548 «Царицыно» Елена Шимутина подчеркнули, что в теперешнем виде Управляющие советы не могут принимать реальные решения. Имеющиеся управляющие советы зачастую оказываются формальностью, а публичные доклады делаются «для галочки». Отнюдь не демократические процедуры формирования советов продолжают оставаться главной проблемой системы управлении образованием, что связано с форсированным развитием этой инициативы.

Совсем недавно появилась информация о проблеме с Управляющим советом в холдинге № 1507 Юго-Западного округа. Там долгое время происходили манипуляции с Управляющим советом: Устав холдинга изменяли задним числом, понижая квоты родителей. Теперь в Совет входит минимум родителей, а количество преподавателей возросло. Как сообщают родители, в Совет попадают только «особые» родители и сотрудники, прошедшие «административный фильтр», которые не будут «мешать работе комиссии». Эта ситуация напомнила о высказывании Владимира Евгеньевича Чурова, который призвал вернуться к советской системе образования.

«Молодёжь, замученная реформами образования, не готова к реальным условиям работы», — заявил он на форуме «Молодёжь России». Чуров также отметил, что необходимо вернуться к советским стандартам и «отказаться от различных выкрутасов». «Молодёжи должно предоставляться качественное образование, а не халтура», — подчеркнул он.

Если у вас возникли подобные проблемы, не стесняйтесь писать, особенно обращаясь к родителям школьников в Новокосино, Косино-Ухтомском и Вешняках. Будем разбираться вместе.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы