Феномен популярности Алексея Навального многие годы привлекает внимание политиков, экономистов и социологов. Как разгадать секрет идеального шторма, который из заурядного оппозиционера сделал икону протеста? Иррациональная часть вопроса, вероятно, не поддается объяснению, однако секрет его народного обожания довольно прост: Навальный олицетворяет собой волшебника, способного сделать мечту о справедливости реальностью.
Недавно в одной из колонок читателям задавались два риторических вопроса: почему наше общество испытывает ностальгию по СССР, с его очередями и бытовой неустроенностью, и в чем причина популярности Сталина со всеми его перегибами и репрессиями? Ответ в обоих случаях идентичен: это тоска по исчезнувшей справедливости. В первом случае она отождествляется с солидарностью и равноправием, во втором – с противодействием коррупции и казнокрадству. Фигура Навального, как народного трибуна, отражает эту ментальную картину, бросая вызов властной системе, состоящей из коррумпированного чиновничества и олигархата.
Несмотря на конспирологические теории о том, что за Навальным стоят «кремлевские башни» или спецслужбы, следует отметить, что этот self-made man, по мнению народа, попал в точку. Справедливость для русского человека сродни религиозной максиме – это рай, который можно создать на грешной земле. Тот, кто оседлает эту мечту о справедливости, может рассчитывать на позитивную реакцию общества, что особенно актуально в преддверии президентских выборов.
Шансы на успех у всех кандидатов, включая гипотетического Навального, будут приблизительно одинаковыми, поскольку Россия находится на самом начале пути к переменам. Справедливость, как честность и беспристрастность в отношениях между государством и обществом, связана не столько с институтами, сколько с обыденной жизнью народа. Успешные институты формируются не в абстракции, а с прицелом на результат, причем именно результаты, ради которых осуществляются преобразования, являются предметом соглашений и дискуссий.
Реформа институтов – дело беспроигрышное, поскольку процесс этот растянут во времени. Можно ссылаться на то, что успех придет не сразу, и не задавать вопросы о принципах функционирования модернизируемых институтов. Если, например, речь идет о поддержке талантливого человека из глубинки, которая не может позволить себе учёбу или необходимый старт для реализации своих способностей, то это становится еще одной проблемой.
К сожалению, в нашем обществе наблюдается и деградация образования, и упадок интеллектуального и нравственного уровня преподавателей, особенно в высшей школе. Это приводит к тому, что русская ментальность заставляет людей надеяться не на правительство, а на себя или своих близких. Как можно говорить о справедливости, если смена правил в пенсионном обеспечении происходит уже в шестой или седьмой раз за жизнь одного поколения?
Примером служит ситуация в США, где в 1983 году правительство решило повысить пенсионный возраст. В то же время, в России потенциальные претенденты на высший пост даже не пытаются объяснить свои экономические программы. Нельзя идти на президентские выборы с тезисами, которые мы уже слышали на протяжении последних 25 лет, наблюдая за постоянными неудачами.
Этот год знаменателен ещё одной круглой датой – 25 лет со дня присуждения Нобелевской премии экономисту Гэри Беккеру. Его теория рационального выбора, основанная на предпосылке, что в своем поведении мы руководствуемся личной выгодой, оказала влияние на многих российских идеологов реформ. Однако возникшие из нее идеи не учитывают традиции и эмоции народа, что приводит к разрыву между реформами и пониманием справедливости.
Исторически в России всегда существовало стремление не к абстрактной справедливости, а к уменьшению явной несправедливости. На недавнем питерском экономическом форуме обсуждали, как сделать русский народ счастливым, но не понимали, что по сути их не любят и недовольны. Каким видится современное справедливое общество в России? Оно должно быть свободным и равноправным, но что понимается под свободой и равенством в экономическом контексте?
В России общественное движение к справедливости всё чаще подменяется экономическим ростом. На примере налоговой системы министр финансов утверждает, что она нужна лишь для стимулирования экономического развития, а не для обеспечения справедливости. В разных странах власти понимают свою ответственность перед людьми, но в России эта идея остается далеким идеалом.
Свобода слова, являясь одной из основополагающих свобод, все еще существует. Иначе бы эти строки не были бы написаны. Восстановление общественной справедливости может казаться безнадежным, однако именно такие размышления необходимы для накопления общественного мнения.