Наргиз Асадова: Три вызова для Обамы: собака, школа и церковь

Как вы думаете, какие темы больше всего обсуждает американское общество после победы Барака Обамы на президентских выборах? Будет ли назначена Хиллари Клинтон на пост госсекретаря? Останется ли Роберт Гейтс в кресле министра обороны? Кто в администрации Обамы займёт ключевые экономические позиции, чтобы вывести страну из финансового кризиса? Нет, это, конечно, всё очень важно. Но обсуждает народ совсем другое.

Самые читаемые новости в США связаны с тем, какую собаку Барак и Мишель Обама выберут для своих дочерей Малии (10 лет) и Саше (7 лет). Помните, как во время своей победной речи в Чикаго Обама пообещал девочкам подарить щенка? С тех пор выбор «первой собаки США» стал излюбленной темой газетчиков и народных масс. 44-й президент США даже как-то пожаловался в интервью, что покупка четвероногого друга вызвала на его сайте больший интерес, чем какая-либо другая тема.

Говоря о критериях, на которых будет основываться их выбор, Обама отметил: «Первое, у Малии аллергия на животных, поэтому собака должна быть гипоаллергенной. С другой стороны, мы предпочитаем взять собаку из собачьего приюта. Но большая часть собак из приюта – дворняги, как и я». Кстати, это сейчас очень модно в США – брать собак из приюта. «Не покупайте собак в зоомагазинах. Не поощряйте торговцев животными, – гласят многочисленные сайты защитников животных. – Лучше помогите несчастным брошенным зверушкам, которые томятся в приютах.

Так или иначе, чета Обама склоняется к приобретению щенка голдендудела (это помесь охотничьей собаки золотой ретривер и пуделя). Если вы до сих пор не знаете, как выглядит эта чудо-псина, то её фото- и видеоизображения сейчас переполняют интернет.

Вторая тема – куда пойдут учиться дочери Обамы. И, смею вас заверить, это не простое любопытство. Этот вопрос с утра до ночи обсуждают ведущие американские телеканалы: FOX, CNN, NBC, CBS. На сайтах проводят опросы общественного мнения: Как вы считаете, дочери Обамы должны учиться в частной или государственной школе?

Когда Барак и Мишель Обама приезжали осмотреться в Белом доме, стало известно, что следующая первая леди США успела заскочить в две очень престижные частные школы Вашингтона – Georgetown Day School, где училась дочь 42-го президента США Билла Клинтона Челси, и Sidwell Friends School, где учатся две внучки избранного вице-президента США Джозефа Байдена. Обучение в таких учебных заведениях будет стоить $25 тыс. в год за каждую девочку.

Узнав об этом, многие американцы пришли в негодование. «Мы-то думали, что Обама – народный президент! А он своих дочерей хочет пристроить в дорогущую элитную школу! Да еще во время кризиса!» – возмущались участники уличных опросов. Люди как будто забыли, что сам Обама тоже учился в частной школе на Гавайях, да и дочери его, Малия и Саша, всегда ходили в частную школу ещё в Чикаго.

Главным аргументом противников частного обучения Малии и Саши было то, что если бы Обама отдал девочек в государственную школу в Вашингтоне, это наверняка бы повысило качество бесплатного образования во всех школах США. В результате переходная команда Барака Обамы поспешила успокоить общественность, заявив, что рассматривается возможность обучения «первых дочерей США» в государственной школе Lafayette Elementary School.

И, наконец, третья тема, волнующая американцев, – это церковь Барака Обамы. То, что Обама после победы на выборах до сих пор так и не сходил в церковь, предпочитая проводить время в тренажерном зале, вызывает у многих американцев недоумение. Вообще, церковь занимает уникальное место в жизни американского общества. Атеистов в США очень немного, всего 3-9%.

Церковь для американцев – это не просто место общения с Богом, но, быть может, в первую очередь, объединяющее и организующее начало комьюнити. В России даже нет такого понятия. В США комьюнити чаще всего называют квартал или несколько из одно- или двухэтажных домов, где все жители друг друга знают и чаще всего ходят в одну церковь.

Помню, один американец очень хорошо объяснил мне роль комьюнити и церкви в жизни общества в США. «Вот если у вас кто-то сильно заболел, а денег на операцию нет, вы куда за помощью пойдете?» – спросил он. «К друзьям, наверное», – задумалась я. «А мы в церковь. В таких случаях пастор обращается к прихожанам во время воскресной службы, куда приходят все члены комьюнити: «Вот Линдон, которого мы все хорошо знаем, серьезно заболел, нужно столько-то денег на операцию, помогите своему брату». И все помогут, потому что завтра сами могут оказаться в такой же ситуации», – рассказал мне мой знакомый.

Церковь в комьюнити является центром общественной жизни. На сайтах американских церквей можно увидеть приглашения не только на лекцию «О том, как Иисус учил нас справляться с трудностями», но и объявления о занятиях йогой или кружке рисования, который ведет такой-то член общины. Церкви устраивают летние лагеря для детей, уроки бальных танцев для тех, кому за 60, собирают пожертвования для местных бомжей и голодающих детей в Африке. Каждый член комьюнити через церковь становится активным участником этой общественной жизни.

Для Барака Обамы в течение 20 лет такой церковью была Объединенная церковь Троицы в Чикаго. Однако после скандального разрыва со своим пастором Иеремией Райт, Обама ушёл из Объединенной церкви Троицы и теперь, как ожидается, должен выбрать себе другую церковь. Американцы дружно подыскивают своему новому президенту достойное место для молитвы. Автор нашумевшей статьи в Washington Post Салли Куин настоятельно рекомендовала Бараку Обаме перейти в Национальный собор Вашингтона.

Церемонии в этой протестантской епископальной церкви проходят гораздо более чинно, чем в развесёлой Объединенной церкви Троицы в Чикаго. Псалмы здесь поёт хор мальчиков и девочек под органную музыку, никто не танцует и не бьёт в бубен, как в черной экс-церкви Обамы. Среди достоинств Национального собора Вашингтона Салли Куин отметила, что многие президенты приходили сюда на первую молитву после инаугурации, а также что эта церковь стала символом единства президента и народа в период кризиса после терактов 11 сентября 2001 года.

Национальный собор Вашингтона также славится своей толерантностью. Впервые в истории епископальной церкви в США здесь был избран черный епископ Джон Уолкер, первая женщина-епископ Катарина Джеффертс Шори и первый епископ, не скрывающий своей гомосексуальной ориентации, Джин Робинсон. Этот собор уже несколько лет спонсирует программу межрелигиозного диалога, в которой два года назад принял участие бывший президент Ирана Мохаммад Хатами.

Одним словом, эта церковь полностью отвечает идее национального единства и перемен, которую проповедует Барак Обама. Между тем, служитель Национального собора Вашингтона Стив Убер, с которым мне удалось пообщаться, сказал, что избранный президент США пока не обращался в их церковь. «Ну что вы, он сейчас слишком занят. Но если он захочет стать нашим прихожанином, двери Национального собора Вашингтона для него всегда открыты», – сообщил Стив Убер.

Не знаю, как с экономическим кризисом, но хочется верить, что Барак Обама в скором времени сможет решить хотя бы три этих вопроса, не дающих покоя американскому обществу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы