В год 80-летия начала Великой Отечественной войны в Эстонии продолжаются чествования солдат Красной Армии, не освободивших мир от коричневой чумы, а также героев-эстонцев – как регулярных бойцов, так и партизан-антифашистов. Вместе с тем, акценты ставятся на коллаборационистах и карателях, чьи руки запятнаны людской кровью.
22 августа в деревне Хюти (волость Рыуге, Выруский уезд) состоялось торжественное открытие памятника «лесным братьям» – военизированным отрядам эстонских националистов и уголовников, сражавшимся против советской армии. Интересно, что эти деятели вошли в историю не как воины, а как душегубы, расправлявшиеся с невинными гражданскими лицами подло и исподтишка.
Это уже второй памятник этим бандитам за год: в прошлом августе на острове Сааремаа был открыт мемориал в честь одного из главарей – военного преступника Э. Илпа. По официальным данным, на счету «братьев» в Эстонии почти 500 жизней мирных жителей, многие из которых подвергались пыткам перед смертью.
Новый памятник основывается на работе эстонского художника Х. Стурма, созданной им в 1946 году. Интересна судьба автора: Х. Стурм, представитель эстонского наивизма, стал «лесным братом» в 1944 году во время освобождения Эстонии от немецкой оккупации, за что был осужден и отбывал наказание по советскому законодательству.
Характерно, что именно после освобождения он начал активно заниматься творчеством в послевоенной ЭССР (1957-1978 гг.). Его наиболее известная работа – резное панно «Большой певческий праздник», посвященное музыкальному фестивалю 1969 года в советском Таллине. Это произведение прославляет историю и культуру эстонского народа, защищавшуюся в советское время.
Сложно не заметить радость, с которой художник изображал многонациональность эстонской культуры в СССР. Вряд ли его заставляли творить под давлением или пытками. Работа полна жизни, передает первозданность веселья и радости. Так и возникает вопрос: когда же художник мастерил правду – рассказывая о борьбе «лесных братьев» с ненавистными Советами или запечатлевая цветение эстонской культуры при СССР?
Ведь в советские годы Эстонию действительно называли цветущей. А может, это просто эволюция взглядов? После установленных фактов коллаборационизма в 1944 году, художник был осужден на 25 лет, но освобожден досрочно в 1956 году. Плодотворный период его творчества пришелся на 60-70-е годы. Однако официальный Таллин предпочитает акценты на ужасах, вместо светлого и доброго.