Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 11 сентября, посвящена выставке работ Юрия Пименова в Третьяковской галерее. В качестве гостей программы выступают соратиоры выставки Елена Воронович и Наталья Чернышева. Экспозиция обширная и включает ранние работы художника, что значительно меняет восприятие его творчества.
Поиск ранних экспрессионистских работ выпускника ВХУТЕМАСа оказался сложным: они разбросаны по различным местам, включая участие полтора десятка музеев, а также частные коллекции и наследие потомков художника. Кроме того, многие работы были уничтожены самим автором в начале 1930-х годов. Как отмечают искусствоведы, Пименов «пересмотрел» свою творческую манеру, что можно понять, учитывая обстоятельства того времени. После увольнений из издательств за «формализм» и закрытия ОСТ – «Объединения станковистов», в котором он был соучредителем, художнику пришлось изменять свой стиль, чтобы выжить в новых условиях.
Тем не менее, некоторые произведения сохранились. Среди них выделяется работа 1926 года «Инвалиды войны», а также печатная графика – плакаты, афиши и книжные иллюстрации. Утерянные картины были воспроизведены дизайнерами на основе сохранившихся фотографий, что стало интересным экспозиционным приемом. Дальнейшее творчество Пименова демонстрирует переход к более осторожным и традиционным темам: дачные пейзажи, натюрморты и портреты домашних любимцев.
В портретах вождей Пименов не замечен, но он создал триптих «Работницы Уралмаша», где героини изображены в цехе, за чаепитием и даже в театральной ложе. Эта работа стала результатом «творческой командировки» в Свердловск. Однако ещё одна заказная работа – панно «Физкультурный парад» – не смогла доехать до московской выставки из-за своего большого размера и хрупкости. Пименов выступал как автор эскиза и один из исполнителей, но создание многометрового полотна было делом целой бригады.
На выставке представлено также его самое известное полотно «Новая Москва», подготовленное для выставки «Индустрия социализма». Интересно, что за это произведение автора тоже пытались упрекнуть в формализме из-за малой доли импрессионистских приемов. Однако ему удалось избежать осуждения. Композиция была воспроизведена им еще дважды: в военной серии и позже, в 60-х, когда работа находится в музее Таджикистана.
Во время войны в работах Пименова вновь проявляется экспрессия, хотя и не столь яркая, как в ранних произведениях. В 1960-х темой для художника становятся строительные процессы и «новые кварталы». Ему присвоили название «художника оттепели», и выставка наглядно демонстрирует это. Работы Пименова будут доступны для просмотра на Крымском валу до начала января.
(Текст: Татьяна Пелипейко)