В музее Сергиева Посада открылась выставка «Рязанские «мадонны». Традиционный костюм Рязанской губернии ХIХ – начала XX вв.», которая стала значимым событием для культурной жизни региона. Это не просто гостевая выставка, а экспозиция, организованная на основе собственных фондов музея-заповедника.
На протяжении многих лет существовала поговорка: «Разрядилась как рязанская баба», что подчеркивает яркость и богатство традиционного женского костюма данного региона, изобилующего вышивкой и бисером. Однако возникает вопрос: какую связь имеет Сергиево-Посадский музей-заповедник с этнографией? Это учреждение было основано более ста лет назад на базе коллекций Троице-Сергиевой лавры, и, казалось бы, от народного творчества оно находилось на значительном расстоянии.
Однако, приключения музея начались сразу после его создания, когда новая власть предписала ему не только хранить церковные relics, но и заниматься изучением народного творчества. В окрестностях Сергиева Посада можно было найти немало интересных кустарных промыслов, особенно резьбы по дереву. В дальнейшем к музею была присоединена коллекция Музея народного художественного творчества, что значительно обогатило его фонды.
В послевоенные годы, в 1950-х годах, музейные специалисты начали проводить собственные экспедиции для сбора произведений народного творчества. Рязанская область, с её уникальными традициями костюма, привлекала особое внимание. В настоящее время в фондах музея насчитывается более тысячи экспонатов, связанных с этой темой.
Подробное изучение позволило выявить некоторые закономерности: манера кроя, вышивки и ношения костюма варьировалась не только между губерниями, но и внутри отдельных уездов. Кроме того, костюм служил индикатором социального положения женщины. На выставке зрителей встречает лаконичный костюм с минимумом вышивки – это так называемая «горевальная» рубаха, которую надевала невеста накануне свадьбы, прощаясь с вольной жизнью.
Уже на следующий день невеста переодевалась в наряд, украшенный особыми деталями, отличающими её от подруг. Праздничный женский костюм, как правило, состоит из многослойных элементов: рубахи, поневы, передника-запона и шушпана. Ткани с яркими орнаментами дополнялись вышивкой и плетеными украшениями из бисера, создавая тем самым праздничный наряд замужней женщины.
Интересно, что костюм девочки, который практически идентичен наряду незамужней девушки, также занимал своё место в культурной традиции. Цвет костюма «солдатки» – замужней женщины, чей супруг служит в армии, был ярким, но одновременно подчеркивал её статус. Костюм пожилой женщины, напротив, становился нейтральным по цвету и лишённым излишеств.
Траурный костюм, как правило, не имел цвета и украшений, а черный платок свидетельствовал о горе. Однако стоит отметить, что такие костюмы носились в праздничные дни. Повседневная одежда выглядела существенно иначе, её цель состояла в практичности и удобстве в работе.
Несмотря на это, в некоторых уголках Рязанской области до сих пор можно встретить людей, которые носят подобные костюмы. Документированные фотографии 1990-х – 2000-х годов показывают, что это не только бабушки и участницы фольклорных ансамблей, но и другие жители, которые предпочитают облачаться в традиционную одежду на праздники, особенно на церковные и сельские свадьбы.
К выставке был подготовлен альбом «Традиционная одежда Рязанской губернии в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника», который представляет собой не просто сборник изображений, а полноценное научное изыскание. Выставка открыта в здании Конного двора, расположенном практически напротив главного здания музея, и продлится до 7 ноября. Здесь также представлена постоянная экспозиция других этнографических элементов собрания музея.